День девятый. "Хождение за три границы (под собственные напевы)."

Вместо вступления.

Ещё до завершения этой январской экспедиции было решено, что данное путешествие будет последним. Ну, конечно, не путешествием, а последним «одиночным». Одновременно накапливается опыт приключений и командировок в составе весёлой компании. Раньше «одиночные туры» служили проверкой в первую очередь себя на прочность и доказательством для окружающих своих характера, возможностей и способностей. За несколько лет, думаю, это было доказано и не раз. Немного надоело мотаться по стране, наблюдать, оценивать, не имея возможности сравнить свои выводы об увиденном с кем-нибудь сразу на месте. Гораздо приятнее иметь рядом хорошего спутника, с которым можно обменяться мнениями и поприкалываться над окружающими диковинами. С такими настроениями начиналась эта поездка.

Общее впечатление. Калинград-2003.

Объяснения истинных целей визита оказывались странными и совершенно необоснованными для стороннего человека, который в лучшем случае покутил бы пальцем у виска, а в худшем стал внимательно наблюдать за действиями подозрительного субъекта. Пришлось даже придумать себе на всякий случай подходящую легенду о «деловой поездке». Все ощущения от поездки очень напоминают приключения очередного отважного разведчика. Может быть, ещё погода такое состояние навеяла. Началась оттепель, снег почти растаял, обнажив чёрную мокрую землю. Кругом текли ручьи, стояли лужи, кое-где на пригорках начинала зеленеть трава. Тёмные от сырости стены домов, мокрые деревья без листьев создавали полное впечатление чёрно-белого кино; а немецкие домики, брусчатка и окружающая какая-то нерусская природа были словно из сериала «семнадцать мгновений весны». Также было много прогулок в одиночестве, наблюдений, информации к размышлению и рассуждений с самим собой, что даже напевалось «не думай о секундах свысока, наступит время, сам поймёшь, наверное…»
Ну, а если говорить образным языком об общем впечатлении, тогда опять-таки почти сказочка выйдет. Будто бы русские мужики ворвались однажды в добротную немецкую пивную, крепкое хозяйство которой уже давно мозолило им глаза, и вызывало справедливый гнев. Немца избили и прогнали, а сами попытались восстановить дело, чтобы польза была. Кое-что отремонтировали, что-то новое от себя притащили, открылись снова. Но только русский человек охладевает быстро к однообразной работе, например, барменству. Нашим мужикам тоже надоело, дела они забросили и накинулись на запасы странного трофейного вина. Напились хорошенько, подрались, перебили посуду, стойку и мебель. И вот сейчас сидят с больной головой от похмелья, разбираются «кто виноват?» и «что делать?». То ли самим скинуться и восстанавливать – но почти все пропили; то ли к немцу пойти, которого прогнали, денег в долг взять – но это стыдно уж очень; а то ли плюнуть на всю эту рухлядь и вернуться к себе - опять жить на печи, в потолок плевать и морды друг другу по праздникам бить.

Дорога.

Дорога от одного пункта назначения до другого всегда оставляет особые впечатления. Пожелание «лёгкого пути» доброжелательно принимались путешественниками. Самое приятное в дороге – это встречи и попутчики. Чем теплее предстоящая встреча -– тем нетерпеливей и радостней ожидание, чем душевнее попутчики – тем быстрее летит время.
Ещё хорошо помогает в пути музыка. Сколько песен создано народом в дороге, в том числе и о ней самой: «вместе весело шагать по просторам, и конечно запевать лучше хором…» или «хорошо бродить по свету с карамелькой за щекою, а ещё одну для друга взять с собою про запас…». Особенно музыка помогает, когда попутчиков не очень-то удаётся расшевелить на душевный разговор.
Например, едем в Калининград. (Кстати, военные и нескольких местных бизнесменов составляют 99% пассажиров фирменного поезда «Янтарь». Вагоны идут полупустые. Среди них личность «не жителя» Калининградской области, к тому же без внятной цели визита вызывает некоторое подозрение). Вокруг меня занимают места совсем юные солдатики и матросики, которые возвращаются из отпуска. Настроение у них совершенно непраздничное и неразговорчивое. По местному радио играет кассета очередного выпуска русского дэнса. Когда её перематывают и включают четвёртый раз подряд – весь вагон готов уже своими руками удушить Андрея Губина вместе с группами «Демо» и «Руки Вверх». Наконец, какая-то добрая душа приносит кассету с лучшими песнями «Любэ». Никогда не думал, что их творчество так приятно и настолько хорошо знакомо! Можно даже начать тихонько им подпевать «… я ехал по самой прекрасной, по самой любимой стране…». Эта душевная музыка будит самосознание у попутчиков, они прекращают дуться на судьбу, становятся общительными и теперь приятная компания готова, чтобы встретить дорожные трудности.

Таможенники.

Главными же трудностями для путешественников по этому маршруту являются границы между теперь уже суверенными государствами. Всего их три: русско-белорусская, белорусско-литовская и литовско-русская. Как бы человек не был чист перед законом, обладал безупречной подлинностью документов и крепкими нервами, то он всё равно нервничает при таможенной проверке, так как никто не в силах предугадать, к чему можно придраться при желании. Особая настороженность и дурные предчувствия от литовских пограничников. До сих пор нет чёткого соглашения по правилам проезда через их территорию, а существуют какие-то временные разрешения, которые постоянно меняются. Вроде бы без визы это возможно только для жителей Калининградской области и военных. А для остальных граждан РФ? Есть шанс проверить это. Наверное, последний шанс. Пугающие слухи и анекдоты о принципиальности литовцев не очень-то вдохновляют.
Единственный положительный момент видится из союзного соглашения между Россией и Белоруссией - это отсутствие режима государственной границы между нашими государствами. Поезда проходят без остановок, проверок документов и досмотров. Огромное спасибо хочется сказать нашим руководителям! Правда, больше пока не за что.
Белорусские пограничники. Вы когда-либо видели людей с плакатов Маяковского? Вот такие они, словно бы вырубленные из скалы, все мощные, призывные и запоминаются своими допотопными шапками-ушанками, гербами и флагами на куртках. Все такие настороженные и очень бдительные. Подолгу рассматривают паспорта и документы, сверяют номера и серии с какой-то собственной табличкой (наверное, на подлинность), тщательно сличают их обладателя с имеющейся фотографией. Это особенно актуально в два часа ночи, когда лицо нашего человека приобретает одуревший вид от сна, жары и принятого спиртного.
Литовцы-молодцы! Они заслужили высшие оценки из всех, тем более за всю поездку через их руки пришлось проходить четыре раза. По-деловому и быстро проводят проверку документов и прописки, добросовестно предупреждая обладателей экзотических данных о том, что с первого февраля им нужно обязательно приобретать транзитную визу и раздавая красочные буклеты о правилах поведения иностранцев в их стране. Ходили ещё толпой большой по 5-6 человек либо из-за боязни, либо чтобы убыстрить процедуру проверки; постоянно о чём-то шутили и смеялись на своём и русском языке. Ещё у них девушки на службе были – такие типичные страшные прибалтийские блондинки. Запомнились ещё расцветкой натовских курток и весёленькими шапками-кепками с кокардами. Всё равно пассажиры к ним негативно относятся и их шуточки типа: «курить на границе нельзя» и «документы надо проверять на нижней полке, спуститесь, пожалуйста» или «Оh! Курская область! Как это вас сюда занесло? Не очень-то улыбайтесь, виза и вас будет касаться! Ja-ja» воспринимали нервно и возмущённо, хотя они ничего не требовали, а просто прикалывались.
Русская таможня. После «ненавистных литовцев» многие были готовы броситься в объятия наших. В вагоне наступила небольшая эйфория, как после избавления от немцев, но не тут-то было. Наши ходили ещё большей толпой и доставали всех. Задавали глупые вопросы о целях визита, и приходилось пускать в ход «легенду». Далее всех «не жителей» (хорошо, не догадались назвать этот статус «не жилец») попросили заполнить таможенную декларацию и стали тотально обыскивать вещи, сверяя найденное с заявленным в декларации. Наверное, искали контрабанду и оружие, а находили почему-то обыкновенные вещи. Даже личный досмотр провели и залезли с фонарём во все карманы и в другие дырки на теле. Хорошо, что не было лекарств от простуды, очень похожих на наркоту. Непонятное удивление вызвала незадекларированная электробритва, которую можно отнести, например, к носителям информации. Ещё больше они были поражены, найдя задекларированные топографические карты для коллекции.
- Что это???, - был задан первый вопрос;
- Карты!, - получен простой идиотский ответ;
- Какие?, - последовал другой наивный вопрос;
- Ну не игральные, конечно, а топографические – Калининградской области, - продолжалось издевательство;
- А зачем они Вам??, - спрашивалось, ну прямо как в детском саду;
- Ну, ведь я еду в Калининградскую область – для этого и нужны.
Вот такие они наши пограничники – простые наивные парни, и чего это мы их не любим? Интересно, они надеются так просто найти нелегальные вещи? Борются с терроризмом? Прекрасно! Но никакой настоящий террорист им не признается в настоящей цели своего визита.
И ещё совет всем любителям экстремальных впечатлений, сторонникам восстановления Советского Союза в его прежних границах (где было «пятнадцать республик – пятнадцать сестёр») и любителям нового гимна (про «братство народов – оплот вековой»). Новый экспресс метод отучения от застарелых вредных мыслей – турпоездка на поезде Санкт-Петербург – Калининград и обратно– и у вас будет уникальный шанс найти десять и более отличий у русских, эстонских, латвийских и литовских товарищей.

Контрасты города.

Каждого приезжающего из Москвы в Калининград на Южном вокзале встречает памятник Калинину. (Многие спрашивают: «И чего это он там делает?» Нет, действительно, без шуток - логичный вопрос). Думается, что к любому городу можно приклеить ярлык «город контрастов». Один раз метко акцентированная фраза, но всегда актуальная. Их можно найти в любом городе. Даже хочется выдвинуть лозунг: «Покажите нам город, а мы вам найдём в нём для вас контрасты!»
Калининград – не исключение. Сразу видно несколько лиц города: старое немецкое, старое советское и новое русское. Старые маленькие домики, соседствуют с домами в сталинском стиле и современными новостройками. Центр города очень уместно окрестить «Московский район» с четырёх-пятиэтажными домами монументальной послевоенной постройки с широкими улицами и многочисленными магазинами.
В городе много прудов и ручьёв, но главным водным объектом является река Преголя, впадающая в Калининградский залив Балтийского моря. В её устье расположен порт, а также находится стоянка ряда кораблей-музеев, таких как «Витязь», «Крузенштерн» и «Б-413», составляющих комплекс океанографического музея, посвящённого советским исследованиям Мирового океана.
Искусственный рукав реки, созданный ещё во времена рыцарского ордена, образует укреплённый остров в центре города. На нём располагается огромный кафедральный собор, в котором захоронены многие великие правители и выдающиеся деятели Восточной Пруссии.
Во время войны Кёнигсберг хорошо и тщательно бомбили. Наверное, в каждом древнем городе должны сохраниться исторические названия районов и улиц, а здесь всё перепланировали, построили новый город на старом месте и переименовали. На месте где когда-то находился Королевский замок, до основания разрушенный во время штурма, теперь расположена главная площадь города – площадь Победы, Дом Советов и памятник Ленину. Вроде бы и славным прошлым веет, а названия – прямо как на какой-то комсомольской стройке: Ленинский проспект, Советский проспект, площадь Победы, улица Маршала Баграмяна, набережная генерала Карбышева; разве что улица Литовский вал стоит особняком. Здесь до сих пор сохранились вал, рвы с водой, форты и городские ворота от восточной укреплённой линии города. Немецкая застройка сохранилась только в западной части города.
Некоторые уцелевшие до наших дней оборонительные сооружения и форты превращены в музеи (например, башня Дона и самые старые каменные городские ворота служат сейчас помещением для музея Янтаря), другие заброшены и находятся в плачевном состоянии. Особое удивление вызывают крепостные сооружения и бастионы, превращённые современной предпринимательской мыслью в рестораны, магазины, рекламные тумбы и даже автомастерские, всё это сопровождается готическими надписями и вывесками на русском языке.
Центральный рынок также расположен не вдалеке от одних из городских ворот. Эта территория представляет собой жуткое зрелище даже для человека, видевшего африканские поселения. Куча самодельных ветхих деревянных палаток, навесов, того и гляди, рухнет под напорами ветра или будет смыта с лица земли потоками дождевой воды, которой между ними не меньше, чем в Венеции. Все эти убогие строения, в которых копошатся и суетятся люди, лепятся прямо к старым каменным стенам. Куряне – вы можете гордиться своими рынками, стройными рядами металлических ларьков и стеклянных павильонов!

Транспорт.

Наверное, в любом городе иномарка является приятным исключением из правил, ну разве что где-нибудь во Владивостоке давно привыкли к «своим» узкоглазым машинам с правым рулём. Так думалось раньше. Оказывается, есть ещё один такой регион, где иномарок гораздо больше, чем родных. По улицам Калининграда перемещается бесчисленное число автомобилей, из которых большая часть представляет собой выставку как бы немецкого автомобилестроения техники. Такую концентрацию «Мерседесов», «БМВ», «Фольксвагенов», «Ауди» и «Опелей» пришлось увидеть впервые. Наши «Жигули» там встречаются не чаще, чем «Мерседес» в Курске.
Даже автобусы - все «Мерседесы», причём их множество и они непрерывно снуют по узким улицам города. Если в наших краях преобладают маршрутки, то здесь наблюдается такое же количество общественного транспорта, который полностью справляется с проблемами пассажироперевозок. Причём, действует гибкая система оплаты за проезд: граждане платят 5 рублей, школьники – 3 рубля, а пенсионеры – 1 рубль, что также заслуживает внимания. Основная часть маршрутов автобусов, троллейбусов и трамваев проходит по центральному Ленинскому проспекту, который связывает два вокзала (Северный и Южный), так что приезжему человеку очень удобно – находясь в любой точке города можно не надо гадать с выбором, так как почти любой довезёт тебя до цели.
Трамвайные пути сохранились ещё со времён старого немецкого города и выложены брусчаткой, как и весь сохранившейся исторический центр. Немецкая трамвайная колея, как и железнодорожная уже нашей русской (до такой степени мы разные), поэтому чтобы запустить в город «советский» трамвай, его приходиться переобувать в специальные «кёнигсбергские колёса».
Дороги в городе и области тоже интересные. Как росли вплотную вдоль них огромные старые деревья: дубы и липы, так и растут до сих пор. Ураганом свалит, тогда его уберут. Остальные так и стоят, как в военных фильмах, когда территория Германии изображается. Зато удобно – столбики и оградительные рельсы ставить не надо, а достаточно просто покрасить краской специальной световозвратной по окружности, чтобы ночью или в туман эти полоски хорошо были виды.

Пришельцы.

Да, мы чужие на этой земле, и пока, несмотря на усилия, она нас не принимает. Трудно чувствовать себя пришельцем, но пока действия не станут осмысленными, подчиняющимися логике местных законов и приносящие пользу не только себе, но и окружающей природе, мы будем оставаться здесь чужими.
Очень Калининград напоминает базу пришельцев, которых подкосила или местная болезнь, или слабая связь с родиной. Понастроили они гигантские цементные и стеклянные коконы, взялись, было, за дороги и добычу полезных ископаемых и вдруг что-то произошло. Перестали они активно поддерживать работоспособность своей станции, ветшают и покрываются трещинами здания под ударами стихии, редеют ряды отважных гуманоидов. И если не восстановится связь с центром и не вылечится странная болезнь – то рано или поздно погибнут они все, или завладеет ими новая и сильная раса.
Символом всего этого уныния является циклопическое здание, стоящее почти в центре города на крутом берегу Преголи. Оно как бы нависает всей своей массой над кажущимся маленьким по сравнению с ним Кафедральным собором. Кажется, вот-вот поглотит все эти старые и несовременные постройки аборигенов. Задумано оно видно было, как нечто необыкновенное космическое, но стоит оно пустое, недостроенное. Стены есть, крыша есть, окна есть – а вот наполнения нет. Видимо заморозили строительство нерентабельного гиганта во времена перестройки, да и не видят до сих пор его целесообразности. Сломать жалко, ведь такую махину создали! Доделать, – средств и желающих нет, – никому не нужно. Так и стоит это странный даже страшный, ужасно нелепый своими формами и размахом памятник нам – пришельцам. (В каждом советском городе есть такие печальные памятники ушедшей эпохи глобальных проектов и строек).
Но не всё так плохо и уныло в Калининграде. С наступлением темноты город преображается. Сверкают многочисленные разноцветные огни, реклама, витрины новых шикарных магазинов. Открываются клубы и рестораны, зажигается иллюминация центра. Видно начало наступление свежей крови, в которой так нуждается забытая космическая станция. Может быть, она поможет встряхнуться и прижиться нам на этой земле, не дожидаясь новых пришельцев?

Русский Land’s End

Мыс Лэндзэнд – юго-западная оконечность Корнуэллского полуострова - издавна является культовым местом для каждого англичанина. Это крайняя западная точка их родины - и место, где начинается огромный Атлантический океан. Тысячи туристов ежегодно приезжают в этот мрачный малолюдный край скал, туч и ветра.
Однако и у нас, россиян, есть такое место, которым мы по праву можем гордиться. Калининградская область была самой западной как в Советском Союзе, так и осталась небольшим самым западным островком Российской Федерации. Балтийская коса – небольшая тонкая полоска суши, отделяющая море от залива, и есть крайняя точка. Это чудо природы, почти со всех сторон окружённое морем, создано волнами и ветром.
По обе его стороны узкого пролива между косой и материком расположился город Балтийск (бывший Пиллау). За годы своего существования он являлся важной немецкой крепостью, только в 1945 году после ожесточённого штурма взятой войнами Красной Армии самой последней на территории Восточной Пруссии. В советские времена город стал одной из основных баз Балтийского флота. Долгие годы эта территория была засекречена, отдана военным и полностью изолирована. Лишь демократические перемены и необходимость введения рыночных отношений смягчили пропускной режим в Балтийск для простых граждан. Но до сих пор здесь кругом дислоцируются соединения армии и флота.
Ваш покорный слуга, находясь в Калининградской области и не видя в своих действиях ничего предосудительного, не мог не посетить этого замечательного и славного места, до которого можно за час добраться из областного центра на автобусе. На границе города автобус притормозил перед контрольно-пропускным пунктом. Далее по обе стороны дороги располагался забор, окутанный колючей проволокой. Часть граждан вышла и отправилась по своим делам прямо на расположенные рядом дачи. Остальные были либо местными, либо военными. В салон вошла дежурная в форме прапорщика и проверила наличие документов у всех оставшихся. Автобус покатил дальше. По городу то справа, то слева от дороги тянулись заборы военных частей, комендатур и прочих негражданских построек, соседствуя с магазинами Кодак Экспресс и Чаппи. Кругом было полно военных и моряков. Их зелёные и чёрные шинели гораздо чаще можно встретить, чем гражданскую одежду. Да и есть ли они здесь?
Шпионские приключения продолжались с новой остротой. Странная личность, вооруженная фотоаппаратом, мобильником и т.д. бродила по городу, подозрительно рассматривая старинные здания, постепенно пробираясь к морю. Здесь сохранились ещё остатки немецкого форта, когда-то восстановленные, но теперь вновь пришедшими в упадок и заросшие травой. Полуразвалившиеся красные стены дополняются облезшими стандартными памятниками советской эпохи: братскими могилами и танковыми башнями.
Но вот и море. Оно бурлит, пенится и ожесточённо бросает на берег волны после вчерашнего шторма. Ветер здесь пронизывающий и насыщен капельками влаги. Набережная превратилась в сплошной ледяной панцирь. Вот на берегу торчат вышки радиолокатора, опять тянутся заграждения из колючей проволоки. На горизонте отчётливо просматривается коса с редкими постройками и деревьями. Волны яростно штурмуют огромные валуны у маяков, расположенных по обоим берегам пролива. И снова ветер злой, холодный, влажный. Да уж, лучшей картинки для края земли, где цивилизация держит оборону от неведомых страшных сил, не придумаешь.
Выполнив священную миссию, остаётся только вернуться к автобусной остановке. К тому же чужому человеку надо поменьше привлекать внимание в этом странном городе. Мало ведь кто поверит в самые правдивые объяснения твоего проникновения на секретную территорию: типа «посмотреть край русской земли» да ещё с целым арсеналом истинного разведчика, странной «курской пропиской» и фотоснимками окружающих красот и зданий. Нда, чтобы решить эту проблему надо бы вспомнить весь свой опыт общения с военными, у которых ежедневно на пропускном пункте проходят перед глазами сотни людей. Надо придать своему лицу усталое паспортоподобное выражение, быть обыденным и не удивляющимся. Вот опять процедура проверки документов. Взмах рукой, два пальца прикрывают место рождения и предоставляя полную свободу доступа к фотографии. Ничего подозрительно, всё стандартно, все свои. Дверь за товарищем прапорщиком закрывается и автобус, облегчённо вздохнув выхлопной трубой, трогается в обратный путь.

Литва и Беларусь.

Поезд мчится по чужой земле. Уже миновали две таможни, проторчав на них в общей сложности полтора часа. Можно немного передохнуть в ожидании следующей границы и посмотреть в окно. Там – Литва. На пути в Калининград её территорию проезжали ночью, поэтому даже при большом желании рассмотреть ничего бы не удалось. Зато сейчас день и прекрасный шанс. Ну и ничем особо не отличается от России-матушки. Только станции - вылизанные да домики более светлые. А в общем вокруг стоит обычная постсоветская разруха. Такое впечатление, что если вещь маленькая или новая – то сделана она с любовью и аккуратно, а если огромная или старая – то выглядит она разбито и заброшено. Так и стоят полуразвалившиеся гиганты-предприятия, плотины, старые дома и домики рядом с небольшими опрятными сооружениями из стекла и пластика.
Вильнюс тоже не произвёл впечатления столицы европейского государства. Расположен он на нескольких крутых холмиках, со всех сторон облепленными одноэтажными частными домиками. Лишь где-то вдалеке виднеются микрорайоны современных многоэтажек – тоже не слишком большой вклад в мировую архитектуру. Подъезжали мы к городу медленно, почти подкрадываясь. Потом поезд стоял с полчаса на вокзале с закрытыми вагонами – странное зрелище. Никто не выходит (даже проводницы), не садятся новые пассажиры, не снуют по перрону разносчики мелкой дорожной продукции и местных деликатесов. Просто стоит поезд, как бы присел передохнуть среди бесчисленных нефтяных цистерн, и лишь два обходчика проходят мимо, постукивая железными молотками по колёсам.
Беларусь произвела ещё более странное впечатление. Много свободного пространства, много мелких тёмных деревушек и роскошный ослепительный Минск. Кажется, что вся жизнь в стране и происходит только в нём, кипит, бурлит, решает судьбы людей. Огромный современный вокзал, море света и рекламных огней создают ощущение богатства. Но вот как только поезд покидает пределы столицы, опять начинают тянуться вдоль дороги унылые серые пейзажи.

Домой!

Наконец-то скоро возвращение домой. Надоело мотаться по поездам, гостиницам, автобусам, испытывать на себе подозрительные взгляды и сторониться нарядов милиции. Душа поёт «Домой!» Вот наш поезд уже на Белорусском вокзале. Прощание с попутчиками, короткая перебежка до метро. Московское метро, да и сама столица всегда мобилизуют, придают как бы дополнительных сил, подчиняя путника своему жесткому темпу. Нравится мне этот город. Здесь даже иностранные черты смотрятся очень даже по-русски и не режут глаз как в Питере. Перемещения в толпе по переходам, привычное отталкивание от себя услуг «кидал», «менял» и всякой шушеры. Движешься среди плотного потока, где каждый погружён в достижение собственной цели. Пусть это немного цинично, но по-деловому. Вот, наконец-то, после полуторачасовых поисков достигнута цель – магазин музыкальных инструментов и покупка заказанной губной гармошки. Теперь – на Курский вокзал, остаётся только добраться до дома. Задачи выполнены. Больше ничего не требуется и не хочется. После забегов в дублёнке по магазинам и переходам начинает немного плющить. Видно акклиматизация сказывается и резкая смена температур. Но и это не беда: дождаться поезда, проглотить порошок, запить его газировкой и завалиться спать, напевая:

«Эх, Родина!
Еду я на Родину.
Пусть кричат уродина,
А она нам нравится –
Спящая красавица»
Но всё-таки одна проблема была: граждане, если вы стремитесь к спокойствию и комфорту – старайтесь не ездить хохляцкими поездами. Это будет дешевле для ваших нервов и здоровья!

Заключительные песнопения (дифирамбы самому себе).

Наконец-то завершено путешествие и запись впечатлений о нём. Больше таких экспедиций уже не будет. Основная цель достигнута – проверена и подтверждена полная состоятельность идеи, по когда маршруты, базы и места досуга выбираются через интернет, а потом согласно составленному плану человек спокойно путешествует на поезде или автобусе.
Так что способы определены, именно ими и будем руководствоваться в дальнейшем. Так что вперёд к новым приключениям и хорошим друзьям! Ведь так много в мире интересных мест и ещё полно белых пятен на карте. Вперёд! Пусть нас ждут Карелия и Дальний Восток, скоро будем!
«Славься, славься русский народ!…»
:-)))