Дни второй и третий. "Почему я не летаю самолётами"

Почему я не летаю самолётами? Ещё бы! Я работаю в ОКБ «Авиаавтоматика», и этим всё сказано. И если на первых порах детские мечтания о полётах, авиации и отважных лётчиках пересиливали первобытный страх перед этими огромными грудами железа, но стоило окунуться в этот мир поглубже … Последней каплей стало пребывание на отработках наших изделий в городе Ахтубинске Астраханской области.

Представьте: степь голая и действительно плоская как стол, в которой издалека заметны наши ангары, похожие на гигантские грибы. Рано утром заводской автобус останавливается перед окнами гостиницы и пронзительно гудит. Просто ревёт, или мне уже так кажется, а может просто будит опаздывающих. Народ начинает потихоньку рассаживаться на сидениях, постепенно заполняя всё пространство старенького ЛиАЗа. Последние желающие поработать должны усиленно поработать локтями, чтобы зацепиться на подножке. Ну, а если не влез, а работать надо – то пожалуйста пешком, до проходной базы всего километра два. Здесь время течёт, словно в другом необычном измерении, всё зависит от наличия работы (если она есть – то всё вокруг буквально кипит, а если нет – то можно дремать, болтать с коллегами, играться на компьютере, ходить в буфет, пить пиво, в общем – любой способ убивания времени). Повторюсь, всё здесь зависит от наличия работы, которую надо сделать, пока не сделаешь – никуда не уйдёшь. Ну, а если её нет, то главное досидеть до пятичасового автобуса, который везёт тебя обратно домой. Испытательные полёты начинаются в полдень и длятся до первого отказа или до команды «отбой» сверху. За рабочий день, если есть плановый вылет, надо провести предполётную и послеполётную подготовку. Всё просто.

Вот я удачно втиснулся в автобус, оглядываюсь, здороваюсь с знакомыми. Вокруг обычные серые помятые лица командировочных и аборигенов. Помимо работы в этом месте нет никаких вечерних развлечений и занятий, поэтому все поочерёдно ходят друг к другу в гости и играют в рюмочку. Вот рядом сидят угрюмые иркутяне, вон вижу раменцев, там какие-то незнакомые при пагонах, а в самом конце салона неожиданное оживление. Узнаю, что к суховцам приехало свежее подкрепление, привёзшее массу свежих новостей из дому.

Но вот уже подъезжаем к проходной и останавливаемся перед воротами со звездами. «Ну, что все свои?», спрашивает девушка в комуфляже и ушанке, загядывая в окошко. «Все!», - хором гаркает автобус и трогается было. Но вот тут выясняется, что не «все», новенькие вываливаются оформлять пропуска, остальные едут дальше. Остаётся ещё пять минут до ангара по территории военного городка. За окном разорение, разбитая бетонка, полузаброшенные здания без стёкол, призывающие плакаты и необычно опиленные деревья (по уставу дерево независимо от возраста не должно превышать 3,5 м) – странное почти страшное зрелище. Сразу представляешь себе, именно таким будет закат человеческой цивилизации.

Но вот мы и в «конторе», изучаем график работ. Мы - это два представителя нашего ОКБ (я – разработчик, и Ирина – программистка). Сегодня у нас отработки нашей системы с реальными изделиями на земле. Прекрасно и обыденно. Никакой спешки, всё в режиме «полчаса работаем, час отдыхаем пока техники проводят перестыковки, ну а там и обед не за горами».

День начинается с обязательной утренней разминки в Lines, которая продолжается до телефонного звонка снизу о готовности. Вот и он, и мы идём. Картина обыкновенная, вокруг объекта трое ведущих, сразу начинающих доказывать, что у нас всё неправильно, а также пара техников, что-то ещё довинчивающих. Ладно, прорвёмся!
- Что случилось конкретно?
- Нет индикации о наличии на пятой точке подвески!
- Ёлки, моя любимая!
- Так ведь всё было полгода назад при прошлой проверке.
- Ничего не трогали?
- Нет, это у вас блок сгорел! Бракоделы!
- Спокойно. Посмотрим. На входе что имеем? Разрывную коробку ставили?
- Сейчас организуем. Андрюха, тащи сюда «крысу»! Вы пока погреться к себе сходите.

Добивает меня их профессиональный зоопарк, такое название у каждой железки услышишь и «крысы», и «мартышки», и «кролики», и даже не знаю что. Ещё добивает постоянный сквозняк и холод. Пять минут на бетонном полу постоишь, уже прыгать начинаешь. Вроде согрелся, а нет – ворота ангара открываются, тягач начинает на рулёжку выкатывать - получается дыра 20*50 метров, в которую моментом всё тепло выдувается и тянуть начинает со страшной силой. На посиневшую Ирину смотреть жалко, она сегодня в туфельках. Хорошо ещё мошки нет, а то говорят совсем труба! Пока у нас вставляли «крысу» можно было полтора часа сверху понаблюдать, как на соседнем объекте устанавливали новый движок, огромный такой. Мужики навалились, как муравьи, подвезли на тележке к подъёмнику, аккуратно перекатили на него. Публика собираться началась, когда они маневрировали между шасси. Говорят – профессионалы эти иркутяне, за 25 минут всё сделают, как в кино. Но тут у них, что-то не заладилось. Подъёмник пневматический они, конечно, дружно подняли, но вот каких-то сантиметров тридцати не хватает, не достаёт. Что они тут не делали, как только поворачивали. Чуть ли эту махину вручную не собрались поднимать, но куда там, тяжеленная! ни черта не выходит. Сели курить. Пока курили, подъёмник утечку дал и спустился до земли. Так они бились долго, пока не подошел какой-то местный дедок в спецовке. (На каждом предприятии такие есть, всё повидавшие и всё умеющие.) И говорит: «Чего мучаетесь? Вы бы доски под подъёмник подложили, и он достанет.» Эврика!! На радостях они даже курить побросали и действительно быстренько всё свинтили. Правда, надо было в кино снимать, только в юмористическом. Но тут уже нас зовут, всё готово. Смотрим. Странно, при одинаковых условиях на входе, на выходе слева горит индикатор, а справа нет. Что такое? Может так и должно? Народ думает, гадает, я в схемах роюсь. Тут электрик подходит и говорит: «Мужики, я тут у вас лампочку вывинтил, хотел вернуть, но она мне ещё нужна». Все в смех. Да с суховцами никакого дела иметь нельзя, как всегда! Говорю ведущему: «Кузьмич, проверь остальное, может ещё где нестыковки такие». Тот в сердцах меняет лампочку местами, но выкручивал он её под всеобщие насмешки и от спешки разбивает. Тут присутствующих, чуть не лопнувших от смеха, спасает призыв обедать.

После подкрепленья сил наших техников направляют разобрать и проверить все стыковочные жгуты и оборудование, отправляемся опять на соседний объект. Там какое-то начальство принимает отработанное изделие. Но кто же знал, что одного генерала потянет не только проверить по инструкции, но и вспомнить молодость, и нажать «боевую кнопку» при снятых блокировках. Ладно бы в воздухе это была бы штатная работа, а на земле… В общем, на глазах изумлённых окружающих, заряженная болванка отрывается от пускового устройства и брякается на пол. Слабонервные падают, как по команде «Ложись!», остальные тоже стараются найти укрытие. Тут ещё подъезжает топливозаправщик и водила спрашивает заветную фразу: «А чего это вы тут делаете? – н ему естественно ответил – Иди, иди отсюда.» Только в более доступных выражениях. Да ничего, обошлось, оказалось кто-то добрый украл взрыватель. Некоторые косятся на Иришку, вот что значит «женщина на корабле».

Пока на базе ещё обсуждалась эта история, обраставшая всё новыми и новыми подробностями, наступил вечер. Подходит ведущий.
- Как дела Николай Кузьмич?
- Хорошо! Всё заработало.
- Нашли причину утреннего крика?
- Конечно. Там оторвалось с десяток проводов. Ребята сейчас запаяли, и нормально стало.
- Ну что, хорошо поработали.
- Славно. Надо идти начальству докладывать.
- И про лампочку расскажите.
- Ага! Умник! Скажу, что провели регламентные работы: разобрали-собрали и всё появилось. Бывает и такое.
- И спиртом контакты протёрли!
- Молодец, сечёшь. Я литр списал. Слышал у тебя бальзам ещё есть.
- Да. Наш фирменный курский.
- Так завершается трудовой день. Содружество профессий обеспечивает занятие на этот свободный вечер. Классная это штука - разведённый спирт с бальзамом. Это все здесь знают и ценят. Автобус не спеша подкатывает к ангару. В это время раздаётся рёв современного истребителя, который выделывает прямо у нас над головами такое, что не увидишь ни на каком авиасалоне. Всё-таки начальство приехало, им тоже надо развеяться, ну и нам перепадает немного эстетического удовольствия за заслуги. Но вот летать на самолёте чего-то больше не хочется. :-))))))

Ожидание, вещь томительная. Каждый проводит её по-своему. Я вот стараюсь сохранять видимое спокойствие, несмотря ни на какие внутренние переживания. Рассажу одну историю.

Ранней весной был я на авиабазе города Жуковского, где с ещё одной сотрудницей нашего курского ОКБ - программисткой Ириной - ожидал самолёта до Ахтубинска. (Это испытательный полигон в Астраханской области, куда ходят только спецрейсы.)

Приехали мы на аэродром рано утром. С собой куча железа и вещей. Пока прошли проходную и добрались до диспетчерской, я порядочно взмок. Бросив весь хабор в домике, уселись ожидать начальника службы. Добренькая бабушка напоила нас чаем и активно разбалтывала "государственные секреты". Через неё можно было запросто узнать от истории всех рейсов с незапамятных времён до подробностей личной жизни лётчиков. Единственное в чём она не могла помочь - так это в записи в очередь на самолёт. Этим занимался лично её шеф, который ушёл узнавать метеосводку на день и по обыкновению куда-то провалился. "Пьянствует где-нибудь с керосинщиками,- комментировала его долгое отсутствие болтливая старушка, - чего это метео узнавать! Мне Петровна полчаса назад всё продиктовала, да и 42-й борт уже из ангара для подготовки выгнали. Значит, после обеда вылетит."

Эти сведения обнадёживали, так как не терпелось выехать из заснеженного края на юг, где по рассказам уже листья распустились, и стоит теплынь. Оставалось только найти главного диспетчера. Побродив около часа по рассыпанным вокруг взлётного поля домикам и вызывая всеобщее любопытство, мы на него всё-таки наткнулись. Иван Ефимыч, так он отрекомендовался, покачиваясь долго и тщательно записал наши фамилии в свой блокнот, а также перечень груза и молвил: "Тут у меня ребята сидят три дня в ожидании погоды, так вы будете в очереди за ними. Пока по списку семнадцатым и восемнадцатым, а там как карта ляжет. Рейс в 16:00". Это обнадёжило ещё больше, только фраза "как карта ляжет" немного смущала.

До назначено срока было ещё четыре часа, и я с Ириной успели вдоволь нагуляться на первом весеннем солнышке, отобедать и вернуться в домик к старушке.
- Где ж вы, голуби, бродите!
- Обедаем, прогуливаемся. :-))
- Пока вы прогуливаетесь, места то ваши прогорели.
- Чего так?
- Ожидается делегация, отравляющаяся на совещание, дополнительно к списку человек пятнадцать.
- Так мы же №17 и 18!
- А считать умеете? В самолёте всего 22 места! :-)) Попробуйте договориться хотя бы свои железки запихнуть, чтобы по гостинице с ними не бегать. Это был облом. Догулялись, надо попробовать сыграть нестандартно. Я отправился к Ефимычу с бутылкой курского бальзама (неотразимое средство). Он сразу же согласился на железки, а про "два места", глубоко задумался и сказал. "Ничего не гарантирую, хотя может кто из этих шишек не приедет. Стойте под крылом, а там как карта ляжет". Теперь ясно, кто больше даст, посмотрим - что ребята ему предложили.

Самолёт вывезли на рулёжку. Оставался час ожиданий. Я выглянул в окошко. Под условленным крылом, стараясь укрыться от ветра, уже прогуливались "ребята". :-)

"Ладно, скорее всего, нам не повезёт, ведь они здесь три дня торчат, - сказал я Ирине, - Пойдём прогуляемся под крыло. Вещи здесь оставим, тащить неохота без толку." Она что-то пролепетала о том, что старалась повлиять на старушку за время моего отсутствия, но всё же согласилась Налегке пошли под крыло. Конкуренты встретили друг друга недружелюбными взглядами. Увидев это, моя спутница заявила: "Представь, сейчас делегацию посадят, а потом и нам два местечка достанется. Ребята останутся тут со своими баулами, а мы у них на виду как деловые не спеша ещё и за сумками своими сходим." :-)) Мечтательница.

Между тем приехал автобус, из него выгрузилась группа начальственного вида товарищей с дипломатами в одной руке и удочками в другой. Понятненько - на совещание, значит! Они быстренько загрузились, так что их точное количество осталось загадкой. Как неохота оставаться здесь и торчать в ожидании ещё несколько дней! Ожидание затягивалось, до срока десять минут. Народ в волнении расхаживает вокруг в ожидании Ефимыча. Он словно фокусник появился из самолёта, хотя никто не видел, как он туда входил. Походка его стала ещё более покачивающейся. Кто же победил?

И вот решающий момент, из засаленного кармана появляется список. Вакансий пять, начинают перечисляться счастливцы. Тут я заглядываю через плечо диспетчера и вижу наши фамилии, вписанные заботливой женской рукой под номером 4 и 5. Радость быстро сменяется решимостью, полным ходом лечу в домик за вещами.

И вот я уже радостный иду по бетонке, обвешанный сумками. Завистливые взгляды "ребят". Сбылась мечта. :-)) Но, тут только замечаю, что двигатели заведены, трап поднят. Ефимыч стоит рядом с грузовым люком и орёт:
- Где ты шляешься? Самолёт уже минуту, как должен быть в воздухе! Это же не автобус!
- А Ира где?
- Твоя красавица уже место заняла и пристегнулась! Вещи кидай быстро в багажное! А сам в следующий раз полетишь.
- Может и я сам в багажное?

Юмора он не понял или не услышал. В общем, самолёт улетел. А я остался с одним паспортом, без вещей на земле. :-) Старушка уж очень сокрушалась и предлагала вновь посодействовать. Но уж дудки! Ещё раз слушать про то "как карта ляжет", подумал я? Решительно нет, и отправился в тот же день на поезде.

Вот такие вот ожидания бывали :-)) Удачи тебе в своих! главное в нашем мире либо вовремя договориться, либо принять альтернативное решение.