Проект-Карелия


Эпиграф.
"И опять на вокзал, и опять поезда,
и опять проводник выдаст белье и чай".
В.Цой.

Кижи на Мармыжи. Помнится, так два года назад начинался рассказ о пешем походе в Щигры, который был призван заменить отложенную в очередной раз поездку в Карелию. Теперь настало время обратного превращения - Мармыжи на Кижи. :-)

фотоотчёт здесь.

Или вернее Ки'жи (ударение на первый слог) как говорят местные, именно по этому признаку их легко определить от приезжих. Путешествие в Карелию можно было откладывать до бесконечности, по бесконечному числу причин. Легендарная задумка встала в перечень нескольких долгостроев. Осознание этого, как заноза от нереализованной идеи, как пропавший смысл жизни. Хотелось к тридцати годам достичь того, чего так давно задумывалось. Хотя бы частично. Но всё-таки поставить галочку в этом пункте программы, вздохнуть с чувством выполненного долга, и взяться за планирование новых целей, нового этапа. Именно поэтому счастливое пребывание в теплой квартирке было без сожаления сменяно на стук колес вагона и погоню за далекой, почти мифической мечтой.

Давно я не путешествовал в одиночку. Наверное, со времен Калининградской экспедиции. После - в течение почти четырех лет - удавалось находить попутчиков и соратников. Так что ощущения свободного плавания и преодолевания трудностей пути были немного подзабыты, и поэтому радостны, а набегающие впечатления порой переполняли, так как не с кем было своевременно поделиться. Так всё копилось в голове, вызывая еще одно подзабытое желание - вылить эти слова на бумагу в виде путевых заметок.

Путешествие по карельским просторам началось после того, как поезд миновал блестящую под солнцем Неву. Окончательно проснувшись из-за появления петербуржских соседей по купе, оставалось провести в томительном ожидании несколько часов до прибытия на конечную станцию. Пытаясь скоротать их во все глаза смотрел за проплывавшие за окном картины. Где-то здесь начиналась Карелия. А вокруг было действительно необычно для нашего глаза, привыкщего к полям и холмам средней полосы, или же темным сосновым лесам Подмосковья. Здесь же мимо проплывали березки, осины, сосны. То и дело проблескивали миниатюрные озерца и речушки. Все это здесь смешано и неотделимо друг от друга и создавало веселенький пестрый и светлый пейзаж под летним голубым небом. Прияный оптимистический настрой от этого леса сохранялся даже с переменой погоды. Именно здесь произрастает карельская береза, так называемое "мраморное дерево", изделия из древисины которого высоко ценятся и являются одним из символов края.

В дороге вспомнилось еще одно название - "Ели Карелии" - такое название было у нашего проекта большого карельского путешествия. Однако вначале пути именно "березы Карелии" наиболее запали в память. Кончно, встречались и ели, но не в таком большом количестве, как воображалось, и были они разбавлены все теми же березами, и соснами. Как показали дальнейшие изыскания ель более характерна для центральных и северных районов. Здесь же на юге в окрестностях Петрозаводска более мягкий климат способствует произрастанию смешанных лесов. И еще один символ республики - песня "долго будет Карелия сниться", что-то дальше трам-пам-пам "остроконечные елей ресницы..", которую когда-то в мечтаниях мы распевали под гитару. Эта песня действительно является гимном республики и весьма символично звучит на вокзале Петрозаводска, когда от него отправляются поезда, вроде как при отправлении "Соловья" наше вокзальное радио поет про "город скверов и парков"...

...За окном начали тянуться дома. Почти все деревянные и почти все двух и даже трехэтажные. В голову пришла мысль, что кажется в этом лесном крае кичпич - дороже дерева :-). Постепенно это впечатление усиливалось, да и ведь вправду, ведь основной целью поездки было посещение острова Кижи - символа русского деревянного зодчества. Тем не менее, это самое зодчество предполагалось увидеть в одном заповедном уголке, предназначенном исключительно для туристов. На самом деле - всевозможные деревянные постройки присутствуют здесь везде, самого разного функционального назначения - от обыкновенных одноэтажных домиков до водонапорных башен в три этажа. Апогеем всего этого служит центральная улица Петрозаводска, на которой среди домов сталинского стиля, обычного для любого областного центра, присутствуют приличного вида двухэтажные дома, в которых располагаются офисы солидных фирм, и воспринимается это здесь как само собой разумеющееся.

Петрозаводск предстал в виде обычного областного центра в двести тысяч жителей. Расцвет туризма оставил на себе некоторую печать в виде вывесок всевозможных туристических фирм. Но разнообразием маршрутов и сервиса они не блещут, а комфортабельные автобусы-мерседесы колесят по российскому дорожному покрытию. Так вот и сам центр города можно пройти за полчаса с осмотром стандартных достопримечательностей из советской архитектуры и скульптуры вождей. Порадовала скульптурная композиция из сидящих на лавочке и мирно беседующих Маркса и Энгельса. Также и корректность местных водителей, всегда пропускающих пешеходов. Похоже, пешеходов здесь уважают :-). Запомнилась такая небольшая сценка. Раннее воскресное утро, около половины восьмого. Пустынный перекресток рядом с УВД. Кажется, все еще спит; вроде бы дремет и патрульная машина ГАИ около здания. Дорогу не обращая внимания на красный свет медленно переходит пожилая пара. Из неохотно проснувшегося громкоговорителя дпс-ников раздается медленное: "Чего нарушаем? Не стыдно, а?" Старички, не обращая внимания в сторону, неспешно продолжают свой путь дальше. "А должно быть..", видя свое собственное бессилие, буркает громкоговоритель и засыпает снова.

Главной фишкой города, и поистине его сердцем, куда ежедневно стекаются как местные жители, так и многочисленные туристы, - является набережная Онежского озера. Или же на местном - озеро Онего. Слово Онего здесь часто мелькает в названиях и рекламах, как символ чего-то большого и великого. Что и на самом деле является таковым.

Озеро, конечно, впечатляет. Давно заметил, что любая природная водная поверхность действует на людей как-то возбуждающе и притягивающе. Мы восторженно любуемся гладью озер или рек; во время южной поездки в предвкушении чего-то чудесно-лазуревого вытягиваем голову, чтобы поскорее увидеть море. Здесь же Онежское озеро также сразу притягивает взор. Особо стоит поговорить о его воде. Вернее о ее цвете. Никогда не видел такого необычайного сине-фиолетового оттенка. Вода скорее напоминает чернила, особенно когда блестит под солнцем. Это совсем не похоже на привычную серую речную, или морскую синеву. С помощью фотоаппарата пытаюсь заснять эту онежскую чудо-воду, чтобы не только на словах, а в картинках о ней рассказывать. Этот фиолетовый цвет, и еще как говорят чистоту, воде придает особенности дна из графита и прочего черного камня. Набережная - местный Променад, где в выходные и по вечерам выгуливается народ от мала до велика. Наверное, в ветренную погоду здесь неуютно. Но когда светит солнце, в период для белых ночей - это весьма романтичное место с видами, украшающими многие открытки о достопримечательностях города.

Белые ночи - отдельное слово. Сейчас был как раз их разгар. Краски заходящего солнца, и белесый свет в два и три часа ночи, когда можно запросто читать без лампы, быстро сменяется рассветными лучами. Ночь прошла, и ее не заметили. Засыпаешь - светло, переворачиваешься на другой бок - за окном по прежнему светло, встаешь - светло совсем по утреннему, и лишь отсутствие пешеходов на улицах и циферблат часов доказывает, что еще только самое раннее утро.

От города Петрозаводска складывается ощущение этакого Курска десятилетней давности. Обилие ларьков, отсутствие щитов рекламы и прочие малозаметные факторы, которые в своей совокупности складываются вот в такое впечатление. Решив, как-то свернуть с центральных улиц, я перебрался по мосту через речку Лососиная (такое говорящее название, что заставляет вглядываться в ее бурные порожистые воды, а вдруг увидишь какую большую, выпрыгивающую рыбу) в другую часть города. И опять вокруг - район КЗТЗ десятиленей давности. Пятиэтажные хрущебы, помятая жизнью бочка с квасом, полуразвалины каких-то предприятий.

Как уже говорилось, здесь очень много туристических агенств. Опыт же показал, что большинство мелких фирм является только своеобразными посредниками и перекупщиками услуг более крупных бывших государственных. Оттого-то и ненаблюдалось здесь расцвета конкуренции и частного туристического извоза. Изучая прайсы сразу сложилось мнение, что "дерут с трудящихся в тридорога". Хотелось самому осмотреть нужные достопримечательности. Или же если покупать, то отдельные экскурсии, стоимость которых по отдельности достаточно дешевая. Туры выходного дня или же многодневные туры помимо явно завышенной цены включали в себя мероприятия не совсем подходящие для одиночного путешественника. Либо изобиловали достопримечательностями, явно навязываемыми клиентам. Ну, не такой фанат я изобразительного искусства, чтобы посещать главную галерею города. Хоть с этим-то как раз смириться еще и можно было. Но посещение так называемого "музея куклы", приводимого во 90% перечнях услуг первого дня посещения Петрозаводска, не лезло ни в какие ворота. И поэтому, ополчившись на подобный волюнтаризм, было решено - ехать "дикарем", изучив доступные интернет советы и справочники. В принципе, сработало. Думаю, удалось увидеть не меньше, а распоряжаться временем самостоятельно - болшое преимущество. Как и побродить спокойно, созерцательно, самому выбирая маршрут, полагаясь на интуитивные чувства. И тратиться приходилось при этом только при необходимости. Путевая информация ведь, излагаемая экскурсоводом, обычно пролетает мимо ушей. Тогда как все необходимое можно заранее найти в сети и насладиться тишиной и отсутствием подгоняющего экскурсоводческого фактора.

До Кижей - основной цели экспедиции, без которой вся поездка переходила в незачОт - нужно добираться по Онежскому озеру на "Комете" в течении 1 часа 15 минут или около того. Поэтому следует сразу утром озаботиться приобретением билетов, для чего отправиться на речной вокзал. (Хотя какой он речной, если на самом деле выходит озерный :-) ). Так вот. Существуют два вида рейсов - гражданский и экскурсионный. По 330 и 495 рублей соответственно. Экскурсионный - ничего не дает. Никакого информационного сопровождения по трассе, и билеты для входа на территорию самого музея - также надо приобретать. Обратный билет - такая же стоимость за одинаковое отсутствие услуг. Разводилово для туристов очередное. Спрашивается, если нет разницы - зачем платить больше? Поэтому - едем на гражданском.

Помимо приобретение входного билета в музей. Можно доплатить и взять с собой персонального экскурсовода. Весьма прикольная услуга. Почувствуй себя собственником человека :-) . Хотя, качество разное. Многие молодые пофигисты, которым давно уже наплевать и на клиентов, и на достопримечательности, такие почти бесчувственно прогоняют всё по заученной программе. Ни дальше и не больше. Но, если вам удастся заполучить в свое распоряжение какую-нибуть бабушку, любящую свое дело и фанатеющую при слове "деревянное зодчество", то считайте, что вам очень повезло. И всё будет в красках и лицах. Поэтому не надо спешить с приобретением экскурсовода. Имеет смысл вначале самому побродить, как бы невольно пристраиваясь то к одной, то к другой тур-группе, послушать разные исполнения одной и той же программы. И далее незаметно примкнуть к наиболее понравившейся.

Увидеть Кижи стоит каждому. Чтобы оценить красоту и умение своих предков. Удивиться, как только с помощью дерева они могли создавать свои шедевры, наверное, не думая, что они простоят в веках. Вроде бы серое дерево, а при различном освещении, купола то светятся серебром, то отливают золотом на закате. По детским воспоминаниям, да и до последнего времени казалось, что в Кижах построен целый деревянный город. Может быть на это повлияла слышимая легенда о граде-Китеже :-). Однако на самом деле сам остров длинный, но очень узкий, не оставляет много пространства для построения большого города. Два высоких многокупольных собора, ветряная мельница, пара крестьянских домов, несколько часовень - вот и все имущества музея-заповедника. Всё-таки ожидалось увидеть что-то большее. К сожалению был закрыт для посещения главный Преображенский собор. Сейчас там проводится фундаментальная реконструкция, под руководством российских академиков, уникальное деревянное сооружение может рассыпаться, как домик из спиче. "Я тебе построю Кижи, взяв от спичек коробок" - поёт Владимир Шахрин в одной из своих лирических песен. И действительно, всё это очень похоже на такой вот домик.

Тем не менее в целом Кижи оставили светлое вдохновенное впечатление, как и весть край. И даже мелкий моросящий дождь, скорее не портил, а усиливал серые тона взметнувшихся в высь куполов. Далее предстоял обратный путь по Онеге. И если вначале "Комета" пробиралась сквозь цепь мелких каменистых островков, сплошь поросших лесом, то вскоре она вырвалась на просторы озера и берега расступились. Расступились настолько, что их перестало быть видно, а вокруг куда ни глянь - волны, и ветер свистит. И уже кажется, что плывем мы не по озеру, а по целому морю. Почти час берегов не видно. Вот что значит второе по величине озеро в Европе!!

Может быть на эти берега мы скоро вернемся. Недаром были брошены несколько монет. Потому что на эти красоты действительно лучше посмотреть, чем сто раз о них услышать. Поделюсь еще одним выводом из этой поездки. Главная достопримечательность Карелии - это ее природа. Человек что-то свое создал на ее фоне, но в его постройках мало чего неповторимого. Местная природа, по моему, уникальна и необычна. И если станет вопрос о второй поездке сюда, то своих друзей я буду агитировать исключительно за "дикую" поездку с отрывом от цивилизации. А идея большого карельского путешествия с культурной программой с палаточным житьем, скорее всего не верна. Не нужно смешивать разные вещи. Будем считать, что в этот раз культурная программа выполнена, а вернуться сюда стоит для того, чтобы слиться с природой. Хотя бы на недельку.

... вернуться на главную страницу