Архив День Космонавтики Проекты Литература Юбилейный Музыка Фоторепортажи Главная


"I Want To Belive" - плакат, который висел в кабинете одного из детективов в "Секретных материалах".

Очень хочется верить и провести аналогии в создании Большой кольцевой линии Московского метрополитена. Всегда, следуя с одной окраины Москвы на другую и делая пересадку на Кольцевой линии, хотелось сократить путь. Мечталось о большом метрокольце, соединяющим ветки на далёком от центра расстоянии. Именно поэтому всегда с люботытством поглядовал на сайты со схемами перспектив развития Московского метрополитена. Иногда эти схемы, нарисованные любителями, были очень фантастичными. Иногда (в случае, если их рисовало руководство города) сроки реализации этих схем сдвигались вправо и некоторые участки пропадали. Фантазии и планы не всегда переходили в реальность. Но всё равно - изучать перспективы метро - это как полёт в будущее на машине времени. Сразу предоставляется шанс на скачак на 10-20 лет вперёд. Эта страница посвящена развитию Московского метро. Его планам и схемам.

Сейчас Московский метрополитен — это 215 станций, 364,9 км рельсовых путей (без учёта монорельса и железной дороги московского центрального кольца МЦК), 17 электродепо, 366 электроподстанций. Занимает шестое место в мире по интенсивности использования (после Пекина, Токио, Сеула, Шанхая и Гуанчжоу). Восьмое место - по длине эксплуатируемых линий. Метро в Москве перевозит семь миллионов пассажиров в день. Система состоит из 14 линий (четыре из которых впоследствии соединятся попарно; две линии временно соединены сейчас, организационно работая как один маршрут).

Когда в 2012 году появился план руководства Москвы с Перечнем объектов перспективного строительства Московского метрополитена 2012-2020 годах, было запланировано за 8-9 лет построить 79 новых станций и 164 километра новых путей. В том числе, разгрузить перегруженную Таганско-Краснопресненскую (фиолетовую) линию метро и "легендарную" станцию Выхино, продлив саму ветку за пределы города Москвы в Котельники и построив параллельно новую линию метро - в Некрасовку. Кроме этого основной задачей стала постройка новой Большой Кольцевой линии.

Наблюдая за новой схемой, как раз хотелось поверить в неосуществимое. Учитывая, что в период с 1995 по 2010 год было открыто 34 станции. Теперь предстояли ударные темпы стройки по 8-9 новых станций в год. Но выдерживать темп не удаётся. В 2015 году планировалось открыть 8 станций, но открыли всего 2, в том числе приведя метро в Котельники с опозданием на 2 года. В 2016 году открытли 5 станций, сроки сдачи которых сдвинулись вправо на 2-3 года. В 2017 году - 4 новых станции. В 2018 открылся первый участок Большого кольца и северное продолжение салатовой линии до Селигерской - 8 новых станций с опозданием открытия на 3-4 года.

Появление МЦК (длиной 54 км и с 31 новой станцией) в сентябре 2016 года во многом сняло вопросы транспортной разгрузки и возможности дополнительных пересадок в московском метро. Но всё равно хотелось верить и в Большое кольцо. И во времена нескольких колец!

30 августа 2018 года открыт очередной участок Солнцевской линии длиной 15 км, состоящий из 7 станций.

К 2021 году по планам правительства Москвы должны быть построены ещё 29 станций, а протяжённость линий должна возрасти более чем на 55 км. А к 2023 году - 35 станций.

Часть 1. Большая кольцевая линия

Карта-схема

Планы

Ранее рабочее название Большой кольцевой линии было - Третий пересадочный контур (ТПК). На схемах метро 2017—2018 годов линия обозначена бирюзовым цветом и числом 11. Ранее номер 11 на схеме имела Каховская линия, которая станет частью Большой кольцевой и номер которой временно сменили на 11А.
Длина нового кольца составит 69 км с 31 станцией (включая существующий участок Каховская – Каширская) и двумя электродепо.

В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:
- Рублево-Архангельскую линию – от станции Улица Народного Ополчения;
- Коммунарскую линию – от Улицы Новаторов;
- перспективную линию в районы Восточное и Западное Бирюлево и Щербинку – от Кленового бульвара.

Со станций БКЛ можно будет сделать 19 пересадок на радиальные линии метро, 4 пересадки на МЦК, 5 пересадок на первоочередные Московские центральные диаметры (МЦД) Одинцово – Лобня и Подольск – Нахабино, 11 пересадок на линии железной дороги.

26 февраля 2018 года в составе первой очереди строительства Большой кольцевой линии открыт участок Петровский парк — Деловой центр. Длина первого участка Большой кольцевой линии составила 10,51 км. Строительство первого участка началось в ноябре 2011 года.

В декабре 2018 состоялось открытие станции ««Савёловской» (ранее планировалось название «Нижняя Масловка»).

Замкнуть кольцо полностью планируется в 2022 или 2023 году.

В настоящее время открыты станции:
- «Деловой центр» (пересадка на «Выставочную» Филёвской линии, в будущем — пересадка на Калининско-Солнцевскую линию);
- «Шелепиха» (пересадка на станцию МЦК Шелепиха);
- «Хорошёвская» (пересадка на «Полежаевскую» Таганско-Краснопресненской линии и станцию МЦК Хорошёво);
- «ЦСКА» (ранее планировалось название «Ходынское поле»);
- «Петровский парк» (пересадка на «Динамо» Замоскворецкой линии).

На участке Шелепиха — Петровский парк организована совместная эксплуатация Большой кольцевой и Солнцевской линий.
В будущем ответвление Большой кольцевой со станциями Шелепиха и Деловой центр будет передано в состав проектируемой Рублёво-Архангельской линии.

Южный и юго-западный участки от станции «Каховская» до станции «Аминьевское шоссе» с шестью станциями планируется сдать в 2020 году.
В составе:
- «Севастопольский проспект» (или «Зюзино»);
- «Воронцовская» (пересадка на Калужско-Рижскую линию);
- «Улица Новаторов» (пересадка на проектируемую Коммунарскую линию).
- «Проспект Вернадского» (пересадка на Сокольническую линию);
- «Мичуринский проспект» (пересадка на Солнцевскую линию);
- «Аминьевское шоссе» (пересадка на проектируемую платформу Аминьевская Киевского направления МЖД).
Станция «Давыдково» откроется годом позже одновременно со вторым этапом западного участка. До этого участки будут эксплуатироваться фактически в составе Каховской линии, пока в 2021 году не объединятся с северо-западным и западным участками Большой кольцевой.

Первый этап западного участка планируется запустить в 2020 году с двумя станциями:
- «Улица Народного Ополчения» (пересадка на проектируемую Рублёво-Архангельскую линию);
- «Нижние Мнёвники».
Второй этап будет пущен в 2021 году. В его составе откроются ещё две станции:
- «Терехово»;
- «Можайская» (пересадка на Арбатско-Покровскую и Филёвскую линии).

В июне 2018 года пуск всего северо-восточного участка от «Нижегородской улицы» до «Нижней Масловки» был перенесён на 2021 год:
- «Авиамоторная» (пересадка на Калининскую линию);
- «Лефортово»;
- «Рубцовская» (пересадка на Арбатско-Покровскую линию);
- «Стромынка» (пересадка на Сокольническую линию).
- Ещё две станции могут быть открыты позже на действующей линии: «Ржевская» (пересадка на Калужско-Рижскую линию) и «Шереметьевская» (пересадка на Люблинско-Дмитровскую линию). В отдалённой перспективе от станции планируется строительство Молжаниновского и Мытищинского радиусов.

В 2022 году будет готов юго-восточный участок Большой кольцевой линии с пятью станциями:
- «Нижегородская улица» (кросс-платформенная пересадка на Кожуховскую линию, пересадка на МЦК и платформу Карачарово Горьковского направления МЖД). На базе станции будет создан крупнейший в столице транспортно-пересадочный узел «Рязанская». На дальнюю перспективу от станции планируется строительство радиуса в город Балашиха.
- «Текстильщики» (пересадка на Таганско-Краснопресненскую линию и платформу Текстильщики Курского направления МЖД);
- «Печатники» (пересадка на Люблинско-Дмитровскую линию);
- «Нагатинский Затон». Ранее вместо станции планировалось построить эвакуационный выход;
- «Кленовый бульвар». В отдалённой перспективе от станции планируется строительство Бирюлёвского радиуса.

Часть 2. Развитие до 2025 года

Кроме строительства Большой кольцевой линии перспективы развития Московского метро заключаются и в развитии в ширь. В частности новые схемы рисуют бурное строительство метро в Новой Москве.

Так выглядит схема с ближайшими перспективами развития Московского метро - замкнуть Большое кольцо, запустить Некрасовскую линию и продолжить строительство веток в направлении Новой Москвы.

Планы строительства до 2023 года и объёмы построенного с 2011 по 2018 выглядят так.
Таким образом намечена реализация Генплана развития Москвы до 2025:
1. Формирование новой кольцевой линии (ТПК) – 62,0 км, 26 станций.
2. Завершение формирования 2-х диаметральных линий: Калининско-Солнцевская линия: участок «Парк Победы» – «Рассказовка» протяженностью 22,6 км с 10 станциями; «Третьяковская» – «Деловой центр» длиной 3,7 км и содержащий 3 станции. Люблинско-Дмитровская линия: участок «Петровско-Разумовская» – Селигерская» — 6,1 км, 3 станции
3. Строительство линий на присоединенные территории (Новомосковский Административный Округ): продление Сокольнической линии: участок «Саларьево» – «Столбово» — 9,4 км, 4 станции; строительство новой линии: участок «Улица Новаторов» – «Столбово» — 15,6 км, 7 станций
4. Строительство Кожуховской радиальной линии (в 2018 переименована в Некрасовскую линию) в восточные и юго-восточные районы Москвы: участок «Нижегородская улица» – «Некрасовка» — 15,2 км, 8 станций и другие мероприятия.

Из намеченного выпал центральный участок Калининско-Солнцевской линии. Строительство в центре Москвы пока не стоит в ближайших планах, видимо, из-за больших затрат.

В юго-западном направлении от Москвы продолжают развиваться Солнцевская и Сокольническая линия

Солнцевская линия (жёлтая ветка) временно обособленный радиус Калининско-Солнцевской линии. 26 февраля 2018 года была открыта совместная эксплуатация её и Большой кольцевая линии на протяжении 10 км.
Объединить Калининско-Солнцевскую линию планируется соединить после 2023 года после постройки центрального участка (см. ниже).
30 августа 2018 года открыт очередной участок Солнцевской линии, состоящий из 7 станций и электродепо «Солнцево» (в продолжении участка «Парк Победы» - «Раменки», открытого в 2017 году):
- «Мичуринский проспект»;
- «Озёрная»;
- «Говорово»;
- «Солнцево»;
- «Боровское шоссе»;
- «Новопеределкино»;
- «Рассказовка» — в деревне Рассказовка Новомосковского административного округа Москвы.
Протяжённость этого участка составит 14,2 км (задержка от планов произошла на 1 год).

В 2020-2022 годах линию планируется продлить ещё на две станции:
- «Пыхтино» — на территории Новомосковского административного округа Москвы;
- «Внуково» — рядом с аэропортом Внуково.

Сокольническая линия (красная ветка).
20 июня 2019 года состоялось дальнейшее продление линии на территорию Новой Москвы от станции «Саларьево» до станции «Коммунарка». На крытом наземном участке длиной 11,6 км расположены три промежуточные станции: «Филатов Луг», «Прокшино» и «Ольховая».
Конечная станция «Коммунарка» будет одновременно и пересадочной на станцию «Столбово» проектируемой Коммунарской линии (см. ниже).

Некрасовская или Кожуховская (планируется переименование) линия - пятнадцатая линия Московского метрополитена. На схемах данная ветка будет обозначаться розовым цветом.

Строительство линии началось 26 февраля 2013 года. Первоначальный срок открытия линии метро до района Некрасовка планировался на 2016 год .

Первый участок «Некрасовка», «Лухмановская», «Улица Дмитриевского», «Косино» протяженностью 6,9 км с 4 станциями открыт 3 июня 2019 года.

Запустить всю линию длиной 15,2 км с восемью станциями планируется в 2019 году (задержка на 3 года):
- «Нижегородская улица» (пересадка на Большая кольцевая линия «Нижегородскую улицу» и Московское центральное кольцо «Нижегородскую»);
- «Стахановская»;
- «Окская улица»;
- «Юго-Восточная»;
- «Косино» (пересадка на Таганско-Краснопресненская линия «Лермонтовский проспект»);
- «Улица Дмитриевского»;
- «Лухмановская»;
- «Некрасовка».
Далее на первоначальном этапе предполашается работа линии до станции «Авиамоторная», задействуя участок Большой кольцевой линии между «Авиамоторной» и «Нижегородской».

В начале 2018 года было принято решение о перспективе линии - в соединении в дальнейшем с Коммунарской линией через МЦК.

Люблинско-Дмитровская линия развивается на север. Участок от «Петровско-Разумовской» до «Селигерской» длиной 4,9 км открыли 22 марта 2018 года со станциями с опозданием на 4 года:
- «Окружная»,
- «Верхние Лихоборы»;
- «Селигерская».

В 2022 году планируется продлить Люблинско-Дмитровскую линию ещё далее на 6 км до станции «Лианозово» и за МКАД в посёлок Северный со станциями:
- «Улица 800-летия Москвы»;
- «Лианозово»;
- «Физтех».

Часть 3. Дальние планы до 2030 года

В долгосрочной перспективе планы развития Московского метро, скорее всего изменятся несколько раз. Наверное, реализация линий в Новую Москву придётся именно на этот период, поэтому детали этиго строительства рассмотрим в данной таблице.

Карта-схема

Планы

5 мая 2010 года, когда был принят генплан развития Москвы до 2025, проект хордового развития метро был полностью изменён в связи с сложившейся на тот момент конфигурацией линий метро и транспортной ситуацией. Митино-Бутовская хорда исключена из планов, а трассировки Химкинско-Жулебинской и Ясеневско-Балашихинской изменены. На сегодняшний день данный план более не актуален в связи с изменениями 2012 года.
Таким образом, в 2010 году планировались следующие линии хордового развития:
- Ходынско-Лосиноостровская линия (северо-западная хорда с первой частью БКЛ в центре): «Можайское шоссе» — «Минская» (пересадка на «Ломоносовский проспект» Калининско-Солнцевской линии) — «Деловой центр» (пересадка на Калининско-Солнцевскую линию и «Выставочную» Филёвской линии) - «Хорошёвская» (пересадка на «Полежаевскую» Таганско-Краснопресненской линии) — «Ходынское поле» — «Петровский парк» (пересадка на «Динамо» Замоскворецкой линии) — «Нижняя Масловка» (пересадка на «Савёловскую» Серпуховско-Тимирязевской линии) — «Шереметьевская» (пересадка на «Марьину Рощу» Люблинско-Дмитровской линии) — «Ржевская» (пересадка на «Рижскую» Калужско-Рижской и Кожуховско-Химкинской линий) — «Лосиноостровская» — «Ярославское шоссе».
- Кожуховско-Химкинская линия (северо-восточная хорда): «Левобережная» — «Останкино» — «Бутырская» - «Рижская» (пересадка на Калужско-Рижскую линию и «Ржевскую» Ходынско-Лосиноостровской линии) — «Лефортовская» — «Авиамоторная» (пересадка на Калининско-Солнцевскую и Зюзинско-Нижегородскую линии) — «Волжский бульвар» (пересадка на Большое Кольцо) — «Кузьминки» (пересадка на Таганско-Краснопресненскую линию) — «Самаркандский бульвар» — «Пронская» — «Каскадная» — «Люберецкие поля».
- Зюзино-Нижегородская линия (юго-восточная хорда): «Ивановская» - «Соколиная Гора» (пересадка на Большое Кольцо) — «Авиамоторная» (пересадка на Калининско-Солнцевскую и Кожуховско-Химкинскую линии) — «Нижегородская» — — «Даниловская» (пересадка на «Тульскую» - Серпуховско-Тимирязевской линии) — «Миклухо-Маклайская» — «Тропарёво» (пересадка на Сокольническую линию) — «Никулино» — «Олимпийская деревня».
- Мнёвническо-Бирюлёвская линия (юго-западная хорда): «Лебедянская» — «Бирюлёво» — «Царицыно» (пересадка на Замоскворецкую линию) — «Хамовники» (пересадка на «Спортивную» Сокольнической линии) — «Поклонная Гора» (пересадка на «Парк Победы» Арбатско-Покровской и Калининско-Солнцевской линий) — «Мнёвники» (пересадка на Большое Кольцо) — «Живописная» — «Строгино-2».

В 2012 году согласно уточнённому Генплану развития Москвы перспективы строительства к 2025 году имеют новые радиальные направления, расходящихся от Большого кольца:
- Рублёво-Архангельской линия;
- Бирюлёвской линия;
- линия в Зеленоград.
Фактически построено гораздо меньше путей и станций. Наблюдается задержка реализации на 3-4 года. После 2020 года престоит очередная корректировка, учитывая открытие МЦК и системы Московских центральных диаметров.

На данный момент в Московском метрополитене существует только одна действующая хордовая линия — объединенные в рамках маршрутного движения Большая кольцевая линия («Петровский парк» — «Деловой центр») и Солнцевская линия («Петровский парк» — «Раменки»). В конце 2018 года линия будет продлена на север до «Нижней Масловки».

С запуском в 2019 году Кожуховской линии от «Некрасовки» до «Нижегородской улицы» и второго участка Большой кольцевой от Нижегородской улицы до Лефортово, а в перспективе — до Рубцовской, московское метро временно получит ещё одну хордовую линию до открытия в других участков второго кольца.

Летом 2018 года планируется начать строительство Коммунарской линии, которая частично повторяет трассировку южного участка Зюзино-Нижегородской хорды. В отдаленной перспективе она будет объединена с Кожуховской в единую линию.

После 2022 года будут построены и объединены в единую линию перспективные Рублёво-Архангельская и Бирюлёвская линии.

В феврале 2016 года предполагалось, что линию в Рублёво-Архангельское построят не раньше 2035 года. Планируемая длина линии составит 17 км и 8 станций.
В марте 2017 года стало известно, что линия к Международному финансовому центру в Рублёво-Архангельском, с трассировкой через районы Строгино и Щукино может быть построена к 2025 году. В перспективе линия должна соединить «Москва-Сити» и международный финансовый центр «Рублёво-Архангельское».
Первый участок линии открыт 26 февраля 2018 года в составе Большой кольцевой линии. Станции:
- «Деловой центр»;
- «Шелепиха».
На текущий момент ведётся строительство ответвлений, необходимых для будущего соединения в единую новую линию первого участка со вторым и третьим.

Строительство второго участка предполагается начать в 2020 году.
Второй участок линии возьмёт начало в районе Строгино, у одноимённой станции Арбатско-Покровской линии. Отсюда ветка пройдёт через Троице-Лыково, где будет построена одноимённая станция; и далее на запад, у пересечения Новорижского шоссе с МКАД она выйдет за пределы последнего, пройдёт под Москвой-рекой и прибудет в Рублёво-Архангельское, где будет построена ещё одна станция:
- «Строгино»;
- «Троице-Лыково»;
- «Рублёво-Архангельское»;
- «Ильинская» (ранее «Новорижская»).

Третьим участком Рублёво-Архангельского радиуса является бывший проектируемый Строгинский радиус Солнцевской линии от станции «Строгино» линия трассируется под Строгинской поймой и Серебряным Бором к Хорошёвскому мосту, восточнее которого, на пересечении Живописной улицы и проспекта Маршала Жукова, запланирована станция «Живописная», далее под пр. Маршала Жукова к станции «Улица Народного ополчения», пересадочной на одноимённую станцию Большой кольцевой линии. От неё линия идёт под улицей Мнёвники и далее к 1-му Силикатному проезду, вдоль территории Краснопресненского завода ЖБК и выходит на 1-й Силикатный проезд, где сооружается камера съездов Большой кольцевой линии на перегоне «Шелепиха» — «Хорошёвская» для передачи в состав линии участка «Шелепиха» — «Деловой центр».
На участке идёт проектирование станций:
- «Улица Народного Ополчения»;
- «Живописная».
Строительство участка предполагается начать в 2020 году, а открыть новую линию — в 2025.

Четвёртый участок от станции «Деловой центр» в сторону центра находится в стадии предпроектных предложений.
Первые варианты появились в конце 2013 года, когда получившая новую трассировку хорда на Коммунарку стала планироваться в перспективе единой с Рублёво-Архангельской линией. Для этого был запланирован соединительный участок между станциями «Улица Новаторов» и «Деловой центр» с тремя промежуточными станциями, включающий в себя станцию «Лужники» с пересадкой на станцию «Спортивная».
По более новому проекту от станции «Деловой центр» хорда пойдёт на юго-восток с образованием пересадочных узлов на станциях «Фрунзенская», «Шаболовская», «Тульская», «ЗИЛ», «Технопарк» и закончится на станции «Кленовый бульвар», где её планируется объединить с Бирюлёвской хордой. На данный момент подобное продление планируется на отдалённую перспективу, — после 2030 года.

Бирюлёвская линия - планируемая радиальная линия Московского метрополитена. Первый участок с 6 станциями предполагается начать от станции «Кленовый бульвар» и провести её на юг через районы Нагатинский Затон, Печатники, Москворечье-Сабурово, Царицыно, Бирюлево Восточное и Западное. В настоящий момент продолжается разработка технико-экономического обоснования, строительство планируется начать после 2023 года. Общая протяженность линии с 14 станциями составит 34 километра.
Линию начнут строить после 2023 от станции «ЗИЛ» Московского центрального кольца. Впоследствии она должна будет протянуться в Новую Москву за МКАД через районы Северное и Южное Бутово, поселение Рязановское, а также через Щербинку и Ленинский район Московской области.
В последнюю очередь было запланировано соединение Бирюлевской и Рублево-Архангельской линий от ЗИЛа до станции «Деловой центр» через районы Даниловский, Донской, Якиманка, Хамовники и Дорогомилово с возможными пересадками на пересекаемые линии. Станции Шелепиха и Деловой центр будут у других линий, но потом войдут в состав этой линии.

В марте 2018 года стало известно о том, что в составе первого пускового участка будет построено шесть станций: «Кленовый бульвар», «Курьяново», «Сабурово», «Царицыно», «Бирюлёво-Восточное» и «Бирюлёво-Западное».

В конце июля 2018 года было объявлено, что линию начнут строить после 2023 от станции «ЗИЛ» Московского центрального кольца. Впоследствии она после Бирюлёво должна будет протянуться в Новую Москву.

Коммунарская линия - линия в Новую Москву от Большой кольцевой линии в Новомосковский административный округ до планируемого административно-делового центра в посёлке Коммунарка с возможным продолжением до Троицка. Изначально (по планам 2010 года) планировалось строительство к 2020 году девятикилометровой линии. Сейчас открытие первой очереди намечено на 2023 год. Учитывая существующую практику задержки реализации планов в 3-4 года, мы размещаем этот участок метро в таблицу развития до 2030.

19 мая 2014 года было подписано соглашение между о строительстве линии «Улица Новаторов» — «Столбово» за счёт привлечения инвесторов из Китая. В 2018 году планируется начать строительство. Длина первого участка с 7 станциями составит 17,5 км. Открытие запланировано на 2023 год:
- «Улица Новаторов» (пересадка на Большая кольцевая линия «Улицу Новаторов»);
- «Университет Дружбы Народов» (ранее «Улица Академика Опарина»);
- «Улица Генерала Тюленева»;
- «Славянский мир» (на территории поселения Мосрентген около торгового комплекса «Славянский мир»);
- «Мамыри» (в деревне Мамыри);
- «Коммунарка» (на территории АДЦ «Коммунарка»);
- «Столбово» (пересадка на Сокольническая линия «Столбово»).

Вторым этапом развития Коммунарской линии является продление её дальше в Новую Москву (участок длиной 14,3 км с 6 станциями) после 2023 года:
- «Сосенки» (южнее одноимённой деревни; за ней также запроектировано электродепо);
- «Воскресенское» (южнее деревни Ракитки);
- «Десна» (в деревне Десна);
- «Десёновское» (северо-восточнее деревни Ватутинки);
- «Ватутинки» (в городском округе Троицк на 38-м километре Калужского шоссе);
- «Троицк» (в городском округе Троицк).

Третьим - планируется продление на 6,5 км и 3 станции в центр до пересечения с МЦК:
- «Улица Строителей» (проектное название «Площадь 60-летия СССР»);
- «Академическая» (пересадка на Калужско-Рижская линия «Академическая»);
- «Севастопольский проспект» (пересадка на Московское центральное кольцо «Крымская»).
Начиная с 2014 года рассматривалась возможность продления линии от «Улицы Новаторов» в центр вдоль Ленинского проспекта до ММДЦ «Москва-Сити», где она будет подведена к станции «Деловой центр». Таким образом линия на Коммунарку соединялась бы с перспективным радиусом в Рублёво-Архангельское.
Однако в начале 2018 года было принято решение о перспективе линии - в соединении в дальнейшем с Кожуховской (Некрасовской) линией через МЦК.

В январе 2019 года Градостроительно-земельная комиссия Москвы одобрила проект планировки территории нового участка Коммунарской линии метро от строящегося транспортно-пересадочного узла «Улица Новаторов» до станции «Севастопольский проспект»
19 июня 2019 года началось строительство станции «Университет Дружбы Народов».

Центральный участок Калининско-Солнцевской линии между станциями «Третьяковская» и «Деловой центр» планируется соединить после 2023 года. На данном участке планируются станции:
- «Волхонка»,
- «Плющиха»,
- «Дорогомиловская» (проектируемое ранее название - Кутузовский проспект).
Изначально с «Дорогомиловской» планировалось построить пересадку на планировавшуюся станцию метро существующей Кольцевой линии «Российская», однако в конечном счёте от строительства этой станции отказались ввиду его сложности, долговременности и дороговизны.

В 2018 году участок «Деловой центр» — «Третьяковская» полностью исчез из планов по строительству метрополитена, этот вопрос будет решаться после завершения работ на Большой кольцевой линии. Учитывая существующую практику задержки реализации планов в 3-4 года, а также огромные затраты на проведение строительных работ в центре столицы, мы размещаем этот участок метро в таблицу развития до 2030.

Часть 4. Наземный железнодорожный траспорт - в помощь.

Уже запущена наземная кольцевая линия электропоездов - МЦК. В перспективах дополнить транспортную инфраструктуру и скоростными электричками, связывающие подмосковные районы с центром.

Карта-схема

Планы

Московское центральное кольцо (МЦК) - открыто 10 сентября 2016 - наземная железнодорожная линия, интегрированная в систему Московского метроплитена. На схемах отмечена как 14-я линия (белая линия с красной окантовкой).

МЦК имеет длину 54 км. Располагается вблизи исторически центральной части города на расстоянии от 2,5 до 9 км. На линии 31 станция, в том числе с пересадками на 10 линий метро.

Московские центральные диаметры (МЦД) - проект реконструкции существующих сквозных железнодорожных линий в Москве и Московской области и организации на них диаметральных маршрутов пригородных электропоездов. Часть веток планируется обслуживать по стандартам МЦК, с интервалами тактового движения от 6 минут — после строительства двух выделенных главных путей; до этого с интервалами 12—15 минут.

Запуск первых двух маршрутов намечен на четвёртый квартал 2019 года.

Маршрут МЦД-1 (Лобня — Одинцово, северо-западный диаметр) длиной 52 км. Путь будет включать в себя 27 остановочных пунктов, из которых 12 будут иметь пересадку на метро и/или железную дорогу:
Лобня — Шереметьевская — Хлебниково — Водники — Долгопрудная — Новодачная — Марк — Лианозово — Бескудниково — Дегунино — Окружная — Петровско-Разумовская — Тимирязевская — Дмитровская — Савёловский вокзал — Белорусский вокзал — Беговая — Тестовская — Фили — Славянский бульвар — Кунцево — Рабочий Посёлок — Сетунь — Немчиновка — Сколково — Баковка — Одинцово.

Маршрут МЦД-2 (Нахабино — Подольск, юго-западный диаметр) будет иметь длину 80 километров. Путь будет включать в себя 38 остановочных пунктов, из которых 15 будут иметь пересадку на метро и/или железную дорогу:
Нахабино — Аникеевка — Опалиха — Красногорск — Павшино — Пойма — Волоколамская — Трикотажная — Тушино — Щукинская — Ленинградская — Красный Балтиец — Гражданская — Дмитровская — Марьина роща — Ржевская — Каланчевская — Курский вокзал — Москва-Товарная — Калитники — Новохохловская — Текстильщики — Печатники — Люблино — Депо — Перерва — Москворечье — Царицыно — Котляково — Покровская — Красный Строитель — Битца — Бутово — Щербинка — Остафьево — Силикатная — Подольск.

До 2025 года планируется открыть ещё диаметры:
МЦД-3 Зеленоград — Раменское;
МЦД-4 Королев - Раменское;
МЦД-5 Зеленоград - Подольск;
МЦД-6 Нахабино - Железнодорожный;
МЦД-7 Одинцово - Железнодорожный.

Ещё одной перспективой улучшения связи столицы с Подмосковьем стал в 2013 году план линии легкорельсового транспорта (ЛРТ). Первым участком этого лёгкого метро (по другим источником скоростного трамвая или электрички) должна была открыться в 2018 году линия, связывающая Подольск с аэропортом Домодедово и Раменским, а в дальнейшем к 2022 году планировалось построить целое кольцо ЛРТ вокруг Москвы, одновременно соединив с его помощью все 4 столичных аэропорта.

Однако в марте 2017 года стало известно, что линию между Подольском и аэропортом Домодедово планируют начать строить только в 2019 году, а завершение второго и третьего этапа и вовсе запланировано на 2027 год. Большие пассажиропотоки и окупаемость проекта пока не очевидны. Расчеты показывают, что нужна глубокая проработка интеграции с пригородным сообщением,метро а также ЛРТ столицы. Поэтому проект отправили на дополнительную проработку.

Система ЛРТ Подмосковья так может не реализоваться в ближайшем будущем и остаться в планах.

Часть 5. Это - фантастика!

Карта-схема

Планы

Очень много перспективных схем Московского метро гуляет на интернет-форумах.

Порой от этих нарисованных колец начинает кружиться голова.

Вот один из подобных вариантов - Москва-2030.

Но всё-таки хочеться верить и заглянуть с их помощью в будущее! А вдруг!



Данные, материалы и фотографии:
wikipedia.org
stroi.mos.ru
genplanmos.ru