Архив | День Космонавтики | Проекты | Литература | Юбилейный | Музыка | Фоторепортажи | Главная |
"I Want To Belive" - плакат, который висел в кабинете одного из детективов в "Секретных материалах". Очень хочется верить и провести аналогии в создании Большой кольцевой линии Московского метрополитена. Всегда, следуя с одной окраины Москвы на другую и делая пересадку на Кольцевой линии, хотелось сократить путь. Мечталось о большом метрокольце, соединяющим ветки на далёком от центра расстоянии. Именно поэтому всегда с люботытством поглядовал на сайты со схемами перспектив развития Московского метрополитена. Иногда эти схемы, нарисованные любителями, были очень фантастичными. Иногда (в случае, если их рисовало руководство города) сроки реализации этих схем сдвигались вправо и некоторые участки пропадали. Фантазии и планы не всегда переходили в реальность. Но всё равно - изучать перспективы метро - это как полёт в будущее на машине времени. Сразу предоставляется шанс на скачак на 10-20 лет вперёд. Эта страница посвящена развитию Московского метро. Его планам и схемам. Сейчас Московский метрополитен — это 215 станций, 364,9 км рельсовых путей (без учёта монорельса и железной дороги московского центрального кольца МЦК), 17 электродепо, 366 электроподстанций. Занимает шестое место в мире по интенсивности использования (после Пекина, Токио, Сеула, Шанхая и Гуанчжоу). Восьмое место - по длине эксплуатируемых линий. Метро в Москве перевозит семь миллионов пассажиров в день. Система состоит из 14 линий (четыре из которых впоследствии соединятся попарно; две линии временно соединены сейчас, организационно работая как один маршрут). Когда в 2012 году появился план руководства Москвы с Перечнем объектов перспективного строительства Московского метрополитена 2012-2020 годах, было запланировано за 8-9 лет построить 79 новых станций и 164 километра новых путей. В том числе, разгрузить перегруженную Таганско-Краснопресненскую (фиолетовую) линию метро и "легендарную" станцию Выхино, продлив саму ветку за пределы города Москвы в Котельники и построив параллельно новую линию метро - в Некрасовку. Кроме этого основной задачей стала постройка новой Большой Кольцевой линии. Наблюдая за новой схемой, как раз хотелось поверить в неосуществимое. Учитывая, что в период с 1995 по 2010 год было открыто 34 станции. Теперь предстояли ударные темпы стройки по 8-9 новых станций в год. Но выдерживать темп не удаётся. В 2015 году планировалось открыть 8 станций, но открыли всего 2, в том числе приведя метро в Котельники с опозданием на 2 года. В 2016 году открытли 5 станций, сроки сдачи которых сдвинулись вправо на 2-3 года. В 2017 году - 4 новых станции. В 2018 открылся первый участок Большого кольца и северное продолжение салатовой линии до Селигерской - 8 новых станций с опозданием открытия на 3-4 года. Появление МЦК (длиной 54 км и с 31 новой станцией) в сентябре 2016 года во многом сняло вопросы транспортной разгрузки и возможности дополнительных пересадок в московском метро. Но всё равно хотелось верить и в Большое кольцо. И во времена нескольких колец! 30 августа 2018 года открыт очередной участок Солнцевской линии длиной 15 км, состоящий из 7 станций. К 2021 году по планам правительства Москвы должны быть построены ещё 29 станций, а протяжённость линий должна возрасти более чем на 55 км. А к 2023 году - 35 станций. |
Часть 1. Большая кольцевая линия
Карта-схема |
Планы |
|
Ранее рабочее название Большой кольцевой линии было - Третий пересадочный контур (ТПК).
На схемах метро 2017—2018 годов линия обозначена бирюзовым цветом и числом 11. Ранее номер 11 на схеме имела Каховская линия, которая станет частью Большой кольцевой и номер которой временно сменили на 11А.
В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:
Со станций БКЛ можно будет сделать 19 пересадок на радиальные линии метро, 4 пересадки на МЦК, 5 пересадок на первоочередные Московские центральные диаметры (МЦД) Одинцово – Лобня и Подольск – Нахабино, 11 пересадок на линии железной дороги. |
|
26 февраля 2018 года в составе первой очереди строительства Большой кольцевой линии открыт участок Петровский парк — Деловой центр. Длина первого участка Большой кольцевой линии составила 10,51 км. Строительство первого участка началось в ноябре 2011 года. В декабре 2018 состоялось открытие станции ««Савёловской» (ранее планировалось название «Нижняя Масловка»). Замкнуть кольцо полностью планируется в 2022 или 2023 году.
В настоящее время открыты станции:
На участке Шелепиха — Петровский парк организована совместная эксплуатация Большой кольцевой и Солнцевской линий.
|
|
Южный и юго-западный участки от станции «Каховская» до станции «Аминьевское шоссе» с шестью станциями планируется сдать в 2020 году.
Первый этап западного участка планируется запустить в 2020 году с двумя станциями:
В июне 2018 года пуск всего северо-восточного участка от «Нижегородской улицы» до «Нижней Масловки» был перенесён на 2021 год:
В 2022 году будет готов юго-восточный участок Большой кольцевой линии с пятью станциями:
|
Часть 2. Развитие до 2025 года
Кроме строительства Большой кольцевой линии перспективы развития Московского метро заключаются и в развитии в ширь. В частности новые схемы рисуют бурное строительство метро в Новой Москве.
|
Так выглядит схема с ближайшими перспективами развития Московского метро - замкнуть Большое кольцо, запустить Некрасовскую линию и продолжить строительство веток в направлении Новой Москвы. |
|
Планы строительства до 2023 года и объёмы построенного с 2011 по 2018 выглядят так.
Из намеченного выпал центральный участок Калининско-Солнцевской линии. Строительство в центре Москвы пока не стоит в ближайших планах, видимо, из-за больших затрат. |
|
В юго-западном направлении от Москвы продолжают развиваться Солнцевская и Сокольническая линия Солнцевская линия (жёлтая ветка) временно обособленный радиус Калининско-Солнцевской линии. 26 февраля 2018 года была открыта совместная эксплуатация её и Большой кольцевая линии на протяжении 10 км.
В 2020-2022 годах линию планируется продлить ещё на две станции:
Сокольническая линия (красная ветка).
|
|
Некрасовская или Кожуховская (планируется переименование) линия - пятнадцатая линия Московского метрополитена. На схемах данная ветка будет обозначаться розовым цветом. Строительство линии началось 26 февраля 2013 года. Первоначальный срок открытия линии метро до района Некрасовка планировался на 2016 год . Первый участок «Некрасовка», «Лухмановская», «Улица Дмитриевского», «Косино» протяженностью 6,9 км с 4 станциями открыт 3 июня 2019 года. Запустить всю линию длиной 15,2 км с восемью станциями планируется в 2019 году (задержка на 3 года):
В начале 2018 года было принято решение о перспективе линии - в соединении в дальнейшем с Коммунарской линией через МЦК. |
|
Люблинско-Дмитровская линия развивается на север. Участок от «Петровско-Разумовской» до «Селигерской» длиной 4,9 км открыли 22 марта 2018 года со станциями с опозданием на 4 года:
В 2022 году планируется продлить Люблинско-Дмитровскую линию ещё далее на 6 км до станции «Лианозово» и за МКАД в посёлок Северный со станциями:
|
Часть 3. Дальние планы до 2030 года
В долгосрочной перспективе планы развития Московского метро, скорее всего изменятся несколько раз. Наверное, реализация линий в Новую Москву придётся именно на этот период, поэтому детали этиго строительства рассмотрим в данной таблице.
Карта-схема |
Планы |
|
5 мая 2010 года, когда был принят генплан развития Москвы до 2025, проект хордового развития метро был полностью изменён в связи с сложившейся на тот момент конфигурацией линий метро и транспортной ситуацией. Митино-Бутовская хорда исключена из планов, а трассировки Химкинско-Жулебинской и Ясеневско-Балашихинской изменены. На сегодняшний день данный план более не актуален в связи с изменениями 2012 года.
В 2012 году согласно уточнённому Генплану развития Москвы перспективы строительства к 2025 году имеют новые радиальные направления, расходящихся от Большого кольца:
На данный момент в Московском метрополитене существует только одна действующая хордовая линия — объединенные в рамках маршрутного движения Большая кольцевая линия («Петровский парк» — «Деловой центр») и Солнцевская линия («Петровский парк» — «Раменки»). В конце 2018 года линия будет продлена на север до «Нижней Масловки». С запуском в 2019 году Кожуховской линии от «Некрасовки» до «Нижегородской улицы» и второго участка Большой кольцевой от Нижегородской улицы до Лефортово, а в перспективе — до Рубцовской, московское метро временно получит ещё одну хордовую линию до открытия в других участков второго кольца. Летом 2018 года планируется начать строительство Коммунарской линии, которая частично повторяет трассировку южного участка Зюзино-Нижегородской хорды. В отдаленной перспективе она будет объединена с Кожуховской в единую линию. После 2022 года будут построены и объединены в единую линию перспективные Рублёво-Архангельская и Бирюлёвская линии. |
|
В феврале 2016 года предполагалось, что линию в Рублёво-Архангельское построят не раньше 2035 года. Планируемая длина линии составит 17 км и 8 станций.
Строительство второго участка предполагается начать в 2020 году.
Третьим участком Рублёво-Архангельского радиуса является бывший проектируемый Строгинский радиус Солнцевской линии от станции «Строгино» линия трассируется под Строгинской поймой и Серебряным Бором к Хорошёвскому мосту, восточнее которого, на пересечении Живописной улицы и проспекта Маршала Жукова, запланирована станция «Живописная», далее под пр. Маршала Жукова к станции «Улица Народного ополчения», пересадочной на одноимённую станцию Большой кольцевой линии. От неё линия идёт под улицей Мнёвники и далее к 1-му Силикатному проезду, вдоль территории Краснопресненского завода ЖБК и выходит на 1-й Силикатный проезд, где сооружается камера съездов Большой кольцевой линии на перегоне «Шелепиха» — «Хорошёвская» для передачи в состав линии участка «Шелепиха» — «Деловой центр».
Четвёртый участок от станции «Деловой центр» в сторону центра находится в стадии предпроектных предложений.
|
|
Бирюлёвская линия - планируемая радиальная линия Московского метрополитена. Первый участок с 6 станциями предполагается начать от станции «Кленовый бульвар» и провести её на юг через районы Нагатинский Затон, Печатники, Москворечье-Сабурово, Царицыно, Бирюлево Восточное и Западное. В настоящий момент продолжается разработка технико-экономического обоснования, строительство планируется начать после 2023 года. Общая протяженность линии с 14 станциями составит 34 километра.
В марте 2018 года стало известно о том, что в составе первого пускового участка будет построено шесть станций: «Кленовый бульвар», «Курьяново», «Сабурово», «Царицыно», «Бирюлёво-Восточное» и «Бирюлёво-Западное». В конце июля 2018 года было объявлено, что линию начнут строить после 2023 от станции «ЗИЛ» Московского центрального кольца. Впоследствии она после Бирюлёво должна будет протянуться в Новую Москву. |
|
Коммунарская линия - линия в Новую Москву от Большой кольцевой линии в Новомосковский административный округ до планируемого административно-делового центра в посёлке Коммунарка с возможным продолжением до Троицка. Изначально (по планам 2010 года) планировалось строительство к 2020 году девятикилометровой линии. Сейчас открытие первой очереди намечено на 2023 год. Учитывая существующую практику задержки реализации планов в 3-4 года, мы размещаем этот участок метро в таблицу развития до 2030. 19 мая 2014 года было подписано соглашение между о строительстве линии «Улица Новаторов» — «Столбово» за счёт привлечения инвесторов из Китая. В 2018 году планируется начать строительство. Длина первого участка с 7 станциями составит 17,5 км. Открытие запланировано на 2023 год:
Вторым этапом развития Коммунарской линии является продление её дальше в Новую Москву (участок длиной 14,3 км с 6 станциями) после 2023 года:
Третьим - планируется продление на 6,5 км и 3 станции в центр до пересечения с МЦК:
В январе 2019 года Градостроительно-земельная комиссия Москвы одобрила проект планировки территории нового участка Коммунарской линии метро от строящегося транспортно-пересадочного узла «Улица Новаторов» до станции «Севастопольский проспект»
|
|
Центральный участок Калининско-Солнцевской линии между станциями «Третьяковская» и «Деловой центр» планируется соединить после 2023 года.
На данном участке планируются станции:
В 2018 году участок «Деловой центр» — «Третьяковская» полностью исчез из планов по строительству метрополитена, этот вопрос будет решаться после завершения работ на Большой кольцевой линии. Учитывая существующую практику задержки реализации планов в 3-4 года, а также огромные затраты на проведение строительных работ в центре столицы, мы размещаем этот участок метро в таблицу развития до 2030. |
Часть 4. Наземный железнодорожный траспорт - в помощь.
Уже запущена наземная кольцевая линия электропоездов - МЦК. В перспективах дополнить транспортную инфраструктуру и скоростными электричками, связывающие подмосковные районы с центром.
Карта-схема |
Планы |
|
Московское центральное кольцо (МЦК) - открыто 10 сентября 2016 - наземная железнодорожная линия, интегрированная в систему Московского метроплитена. На схемах отмечена как 14-я линия (белая линия с красной окантовкой). МЦК имеет длину 54 км. Располагается вблизи исторически центральной части города на расстоянии от 2,5 до 9 км. На линии 31 станция, в том числе с пересадками на 10 линий метро. |
|
Московские центральные диаметры (МЦД) - проект реконструкции существующих сквозных железнодорожных линий в Москве и Московской области и организации на них диаметральных маршрутов пригородных электропоездов. Часть веток планируется обслуживать по стандартам МЦК, с интервалами тактового движения от 6 минут — после строительства двух выделенных главных путей; до этого с интервалами 12—15 минут. Запуск первых двух маршрутов намечен на четвёртый квартал 2019 года. Маршрут МЦД-1 (Лобня — Одинцово, северо-западный диаметр) длиной 52 км. Путь будет включать в себя 27 остановочных пунктов, из которых 12 будут иметь пересадку на метро и/или железную дорогу:
Маршрут МЦД-2 (Нахабино — Подольск, юго-западный диаметр) будет иметь длину 80 километров. Путь будет включать в себя 38 остановочных пунктов, из которых 15 будут иметь пересадку на метро и/или железную дорогу:
До 2025 года планируется открыть ещё диаметры:
|
|
Ещё одной перспективой улучшения связи столицы с Подмосковьем стал в 2013 году план линии легкорельсового транспорта (ЛРТ). Первым участком этого лёгкого метро (по другим источником скоростного трамвая или электрички) должна была открыться в 2018 году линия, связывающая Подольск с аэропортом Домодедово и Раменским, а в дальнейшем к 2022 году планировалось построить целое кольцо ЛРТ вокруг Москвы, одновременно соединив с его помощью все 4 столичных аэропорта. Однако в марте 2017 года стало известно, что линию между Подольском и аэропортом Домодедово планируют начать строить только в 2019 году, а завершение второго и третьего этапа и вовсе запланировано на 2027 год. Большие пассажиропотоки и окупаемость проекта пока не очевидны. Расчеты показывают, что нужна глубокая проработка интеграции с пригородным сообщением,метро а также ЛРТ столицы. Поэтому проект отправили на дополнительную проработку. Система ЛРТ Подмосковья так может не реализоваться в ближайшем будущем и остаться в планах. |
Часть 5. Это - фантастика!
Карта-схема |
Планы |
|
Очень много перспективных схем Московского метро гуляет на интернет-форумах. Порой от этих нарисованных колец начинает кружиться голова. Вот один из подобных вариантов - Москва-2030. Но всё-таки хочеться верить и заглянуть с их помощью в будущее! А вдруг! |