Архив День Космонавтики Проекты Литература Юбилейный Музыка Фоторепортажи Главная


12 апреля 1981 года состоялся первый полёт американского космического корабля многоразового использования "Колумбия", а 15 ноября 1988 года впервые полетел советский ответ многоразовый корабль "Буран".
Советский Союз включился в гонку многоразовых кораблей с отставанием в несколько лет. Триумфальное известие об успешном запуске многоразового космического корабля "Буран" облетело не только всю страну, но и весь мир. Учитывая гибель американского челнока Challenger двумя годами ранее и успех с запуском станции "Мир", казалось, что СССР вот-вот догонит и Америку, и вновь вернёт себе первенство в космической гонке.
Размах разработок по космической программе "Энергия-Буран" был впечатляющим: помимо слетавшего в космос "Бурана" (изделия 1.01), почти готов к полёту был уже второй космический корабль (изделие 1.02), а на стапелях Тушинского машиностроительного завода во всю шли работы по созданию ещё трёх "Буранов". Таким образом, паритет с США по количеству шаттлов был готов также не только восстановиться, но и склонить перевес в сторону СССР.

Огромная часть материалов, фотографий чертежей и статей размещена на ресурсе www.buran.ru.

На данной странице КСМФ подводит итоги этого противостояния: что было и чем стало. (Постараемся обобщить имеющиеся данные, в том числе разноязычные версии википедии. Также попытаемся найти альтернативные фотоисточники, но без данных www.buran.ru всё равно не обойтись - огромная благодарность создателям этого сайта за их труд по сбору и сохранению информации об истории многоразовых транспортных систем).

Часть 1. Космические корабли

Таблица 1 - Многоразовая транспортная космическая система «Энергия - Буран» (космическая программа)

Таблица 2 - Многоразовая транспортная космическая система Space Shuttle (космическая программа)

Изделие 1.01 «Буран»
серийный номер 1К 11Ф35
Изделие Columbia
OV-102 (Orbiter Vehicle)
Первый запуск
15 ноября 1988 года с космодрома Байконур в полностью автоматическом режиме c посадкой на аэродром Юбилейный
Всего запусков 1

Корабль совершил 15 ноября 1988 года космический полёт в автоматическом режиме. Совершил полёт, длившийся 3 часа 25 мин (2 витка).
Демонстрировался на авиасалоне Ле-Бурже-1989 вместе с самолётом Ан-225.
По программе «Энергия-Буран» планировалось, что корабль совершит в 1993 году 15-20 дневный полёт в автоматическом режиме.
Первый запуск
12 апреля 1981 года с космодрома КЦ им.Кеннеди, посадка 14 апреля 1981 года на аэродроме военно-воздушной базы Эдвардс.
Всего запусков 28

За 28 полётов корабль провёл в космосе 300 дней 17 часов 40 минут и 22 секунды.
За это время на борту в космос слетали 160 человек.
Совершил 4808 витков вокруг Земли.
Вывел на орбиту 8 спутников
Пилотируемые миссии Columbia: STS-1 (Space Transportation System), STS-2, STS-3,
STS-4, STS-5, STS-9, STS-61С, STS-28, STS-32, STS-35, STS-40, STS-50, STS-52,
STS-55, STS-58, STS-62, STS-65, STS-73, STS-75, STS-78, STS-80, STS-83, STS-94,
STS-87, STS-90, STS-93, STS-109, STS-107.
Судьба Хранился на Байконуре в монтажно-испытательном корпусе на 112-й площадке, где входил в состав демонстрационного макета многоразового ракетно-космического комплекса 11Ф36-МД (связки ракеты "Энергия" 11К25 и орбитального корабля 11Ф35). После сборки макет 11Ф36-МД был установлен на монтажно-сборочном оборудовании в четвертом пролете МИКа 112-й площадки.

фото сайта buran.ru

Находился в рухнувшем монтажно-испытательном корпусе на 112-й площадке космодрома Байконур.
12 мая 2002 года полностью уничтожен вместе с макетом РН «Энергия» при обрушении монтажно-испытательного корпуса № 112. Являлся собственностью Казахстана.

Судьба Катастрофа 1 февраля 2003 года при посадке.
Разрушился в небе над Техасом.
Погибло 7 астронавтов миссии STS-107.

Причиной крушения стало разрушение теплоизоляции левого крыла космического корабля, вследствие удара (примерно на 82 секунде после старта) куска изоляции, отделившегося от левого обтекателя крепления шаттла к внешнему баку, по углепластиковой панели левого крыла «Колумбии». (Как показали последующие натурные эксперименты, подобный удар мог оставить после себя пробоину диаметром 15-25 см.) При посадке горячие газы проникли внутрь, что привело к перегреву пневматики левой стойки шасси, его взрыву, дальнейшему разрушению конструкции крыла и гибели космического корабля и экипажа.

Изделие 1.02 (Буран 1.02)
серийный номер 2К 11Ф35
(для корабля предназначалось название «Буря», в зарубежной литературе носит также наименование «Ptichka»)
Изделие Challenger
OV-099
В конце 1991 - начале 1992 года должен был совершить второй полёт по программе «Энергия-Буран», когда степень готовности изделия оценивалось в
95-97%.

Планировалось, что корабль совершит 7-8 дневный полёт в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией «Мир» (стыковка к модулю «Кристалл»), с последующим посещением экипажа на орбите и последующей автоматической посадкой на аэродром Юбилейный.
Полёт не был осуществлен по причине недостаточного финансирования и закрытия программы Многоразовой транспортно-космической системы в 1993 году.
Последний вывоз орбитального корабля (изделие 1.02, 2К1) на стартовый комплекс для проведения испытаний системы электропитания корабля и отработки экстренной эвакуации экипажа осуществлялся с 16 по 30 мая 1991 г.
фото сайта buran.ru
Первый запуск 4 апреля 1983 года с космодрома «Мыс Канаверал», посадка 9 апреля 1983 года на аэродроме военно-воздушной базы Эдвардс.
Всего запусков 10

За 10 полётов корабль провёл в космосе 62 дня 7 часов 56 минут и 22 секунды.
За это время на борту в космос слетали 60 человек.
Совершил 995 витков вокруг Земли.
Вывел на орбиту 10 спутников.
Пилотируемые миссии Challenger: STS-6 (Space Transportation System), STS-7, STS-8, STS-41В, STS-41C, STS-41G, STS-51B, STS-51F, STS-61A, STS-51L
Судьба После завершения работ второй летный экземпляр орбитального корабля 11Ф35 (изделие 1.02, 2К1), так не получив своего официального собственного имени, был помещен на хранение в Монтажно-заправочные комплекс (МЗК) Байконура (площадка 112А).
В настоящее время свободный доступ к кораблю отсутствует.
Однако в 2011 году фотографии корабля сделал Алексей Журавлев (см. сайт ns2.med-box.ru/htm/foto47.htm)
А в 2015 году российскому блогеру Ralph Mirebs удалось посетить площадку 112А Байконура и сделать снимки хранящихся там изделия 1.02 и его массово-габаритного макета ОК-МТ (изделие 0.15).

фото сайта ralphmirebs.livejournal.com

Является собственностью российско-казахстанской компании «Аэлита».

Судьба Катастрофа 28 января 1986 года при взлёте.
Разрушился в небе над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида.
Погибло 7 астронавтов миссии STS-51L.

Разрушение началось после повреждения уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте. Повреждение кольца стало причиной прогорания отверстия в боку ускорителя, из которого в сторону внешнего топливного бака била реактивная струя. Это привело к разрушению хвостового крепления правого твердотопливного ускорителя и несущих структур внешнего топливного бака. Элементы комплекса стали смещаться относительно друг друга. Разрушение внешнего топливного бака привело к детонации компонентов топлива на 73-й секунде полёта. Challenger разрушился в результате действия нештатных аэродинамических перегрузок.

Изделие 2.01
серийный номер 3К 11Ф35
(для корабля предназначалось название «Байкал»)
Изделие Discovery
OV-103
В 1994 году должен был совершить первый пилотируемый полёт по программе «Энергия-Буран» длительностью 24 часа. Степень готовности изделия на момент остановки программы в 1993 году оценивалось в 30-50%.
Изделие 2.01 является первым из второй серии кораблей типа «Буран». Впервые были установлены штатные комплекты систем, необходимые для многодневного космического полёта.
До октября 2004 года находилось в цехах Тушинского машиностроительного завода, затем его перевезли на причал Химкинского водохранилища для временного хранения.
В 2006 году НПО «Молния» продало изделие 2.01 фармацевтической компании «Сиа Интернейшнл ЛТД» с целью дальнейшей перепродажи.
23 июня 2011 года изделие 2.01 по Москве-реке на барже доставили в Жуковский на территорию ЛИИ им. М.Громова для реставрации и последующего показа на авиасалоне «МАКС-2011».
Первый запуск 30 августа 1984 года с космодрома «Мыс Канаверал», посадка 5 сентября 1984 года на аэродроме военно-воздушной базы Эдвардс.
Всего запусков 39

За 39 полётов корабль провёл в космосе 365 дней 22 часа 39 минут и 33 секунды.
За это время на борту в космос слетали 252 человека.
Совершил 5830 витков вокруг Земли.
Вывел на орбиту 31 спутник, совершил 13 стыковок с МКС и 1 стыковку со станцией «Мир».
Пилотируемые миссии Discovery: STS-41D (Space Transportation System), STS-51A,
STS-51C, STS-51D, STS-51G, STS-51I, STS-26, STS-29, STS-33, STS-31, STS-41,
STS-39, STS-48, STS-42, STS-53, STS-56, STS-51, STS-60, STS-64, STS-63, STS-70,
STS-82, STS-85, STS-91, STS-95, STS-96, STS-103, STS-92, STS-102, STS-105, STS-114,
STS-121, STS-116, STS-120, STS-124, STS-119, STS-128, STS-131, STS-133
Судьба В настоящее время изделие 2.01 хранится на территории ЛИИ им. М.Громова.
Ожидалось, что этот аппарат в Жуковском отреставрируют, а покажут на выставке. Но ни на одной выставке МАКС с 2011 по 2017 год он так и не был показан широкой публике.
Судьба После завершения 39-ого полёта (9 марта 2011 года) космический корабль Discovery был доставлен 17 апреля 2012 года Discovery в Вашингтонский филиал Национального музея авиации и космонавтики Смитсоновского института.

Изделие 2.02
серийный номер 4К 11Ф35
Изделие Atlantis
OV-104
Строительство было не завершено по причине недостаточного финансирования и закрытия программы Многоразовой транспортно-космической системы в 1993 году, когда степень готовности изделия оценивалось в 10-20 %.
Полностью был сделан только модуль кабины для изделия 2.02. В дальнейшем корабль был частично разобран на стапелях Тушинского машиностроительного завода, где и создавался.
Правое крыло со стойкой шасси от изделия 2.02 использовались при сборке полноразмерный макета "Бурана", размещённого в 1993 году в ЦПКиО им. М.Горького, а в 2014 году перемещённого на территорию ВДНХ.
Первый запуск 3 октября 1985 года с космодрома КЦ им.Кеннеди, посадка 7 октября 1985 года на аэродроме военно-воздушной базы Эдвардс.
Всего запусков 33

За 33 полёта корабль провёл в космосе 306 дней 14 часов 12 минут и 43 секунды.
За это время на борту в космос слетали 207 человек.
Совершил 4848 витков вокруг Земли.
Вывел на орбиту 14 спутников, совершил 12 стыковок с МКС и 7 стыковок со станцией «Мир».
Пилотируемые миссии Atlantis : STS-51J (Space Transportation System), STS-61B,
STS-27, STS-30, STS-34, STS-36, STS-38, STS-37, STS-43, STS-44, STS-45, STS-46,
STS-66, STS-71, STS-74, STS-76, STS-79, STS-81, STS-84, STS-86, STS-101, STS-106,
STS-98, STS-104, STS-110, STS-112, STS-115, STS-117, STS-122, STS-125, STS-129,
STS-132, STS-135
Судьба Остатки изделия 2.02 были утилизированы на заднем дворе Тушинского машиностроительного завода.
фото сайта buran.ru
Судьба После завершения 33-ого полёта (21 июля 2011 года) космический корабль Discovery был передан музею в Космическом центре им. Кеннеди на мысе Канаверал.

Изделие 2.03
серийный номер 5К 11Ф35
Изделие Endeavour
OV-105
Строительство было не завершено по причине недостаточного финансирования и закрытия программы Многоразовой транспортно-космической системы в 1993 году. Задел корабля был уничтожен в цехах Тушинского машиностроительного завода к 1995 году. Первый запуск 7 мая 1992 года с космодрома КЦ им.Кеннеди, посадка 16 мая 1992 года на аэродроме военно-воздушной базы Эдвардс.
Всего запусков 25

За 25 полётов корабль провёл в космосе 296 дней 3 часа 34 минуты и 2 секунды.
За это время на борту в космос слетали 173 человека.
Совершил 4671 витков вокруг Земли.
Вывел на орбиту 3 спутника, совершил 12 стыковок с МКС и 1 стыковку со станцией «Мир».
Пилотируемые миссии Endeavour : STS-49 (Space Transportation System), STS-47, STS-54, STS-57, STS-61, STS-59, STS-68, STS-67, STS-69, STS-72, STS-77, STS-89, STS-88, STS-99, STS-97, STS-100, STS-108, STS-111, STS-113, STS-118, STS-123, STS-126, STS-127, STS-130, STS-134
Судьба Остатки изделия 2.03 были утилизированы на Тушинском машиностроительном заводе. Судьба После завершения 25-ого полёта (1 июня 2011 года) космический корабль Endeavour
14 октября 2012 года был размещён в Калифорнийском научном центре в Лос-Анджелесе.

Часть 2. Макеты

Таблица 3 - Большие транспортные самолёты и макеты (программа Энергия - Буран)

Таблица 2 - Макеты (программа Space Shuttle)

Изделие 0.01
БТС-001 (Большой транспортный самолёт первый, БТС-01)
ОК-МЛ-1 (Орбитальный корабль-Макет) серийный номер 1М
Изделие Pathfinder
OV-98
Полноразмерный испытательный макет орбитального корабля «Буран»
Макет предназначался для отработки воздушной транспортировки орбитального комплекса и проведения в ЦАГИ наземных статических испытаний на прочность конструкции в обеспечение горизонтально-летных испытаний изделия ОК-ГЛИ.
После проведения программы прочностных испытаний должен был стать пособием для тренировок экипажей в бассейне ЦПК в условиях гидроневесомости.

После наработки материалов для первого полёта «Бурана» и последующего фактического закрытия программы Многоразовой транспортно-космической системы в 1993 году макет был передан в лизинг обществу «Космос — Земля» для организации атракциона в Москве в ЦПКиО им. М.Горького.
При сборке полноразмерного макета «Бурана» использованы:
- левое крыло со стойкой шасси и со штатной теплозащитой, снятые с с изделия 0.05 (макета для тепло-вакуумных испытаний ОК-ТВА).
- правое крыло со стойкой шасси, снятые с изделия 2.02.

Габаритно-весовой макет многоразового транспортного космического корабля «Спейс Шаттл»
Макет предназначался для испытаний на прочность конструкции, проверки возможности монтажа и транспортировки. Был полноразмерно выполнен из стали и дерева в 1977 году.
После всех испытаний, пробыв некоторое время на хранении, в 1983 году макет был взят в аренду американо-японской фирмой за 1 млн долларов. Он был отреставрирован, получил внешнее сходство с летавшими в космос «Шаттлами». Ему дали название «Pathfinder» и с июня 1983 года по август 1984 года он выставлялся в космической экспозиции в городе Токио.
Судьба В ночь на 6 июля 2014 года макет (изделие 0.01) из Парка Горького в Москве перевезли на ВДНХ. 1 августа 2014 года был выставлен на ВДНХ неподалёку от модели ракеты «Восток» на Площади промышленности.

Судьба В мае 1988 года «Патфайндер» вернулся в США и был помещен на выставке в Ракетно-космическом центре в Хантсвилле, штат Алабама. 89-тонный макет установили в едином комплексе с внешним топливным баком и двумя твердотопливными ускорителями.

Изделие 0.02
БТС-002 (Большой транспортный самолёт второй, БТС-02)
ОК-ГЛИ
серийный номер 2М
Изделие Enterprise
OV-101
Орбитальный корабль для горизонтальных лётных испытаний
Выполнено 11 рулёжек и 24 полёта.
Общий налёт около 15 часов.

Изделие 0.02 создано в 1984 году для атмосферных испытаний и отработки в реальных условиях наиболее ответственных участков полёта орбитального корабля «Буран» — дозвукового полёта в атмосфере, захода на посадку и саму посадку во всех режимах, включая автоматический. Испытания проводились в Лётно-исследовательском институте им. Громова Министерства авиапромышленности в Жуковском и посадочном комплексе Байконура.
16 февраля 1987 года в ходе 10-го полёта была выполнена первая полностью автоматическая посадка корабля. Заходы на посадку выполнялись по бездвигательной схеме.
Полёты на БТС-002 (изделие 0.02) выполнялись под управлением лётчиков-испытателей.
После закрытия Многоразовой транспортно-космической системы в 1993 году планы дальнейшего целевого использования БТС-002 стали неосуществимыми. Вплоть до 1999 года он хранился на площадке ЭМЗ имени В. М. Мясищева ЛИИ в Жуковском, демонстрировался на МАКСе.

В октябре 1999 года БТС-002 был предоставлен в лизинг австралийской компании Buran Space Corporation, созданой для перевозки и показа изделия 0.02 на Олимпиаде-2000. В 2000 году BSC объявила себя банкротом, из-за финансовых трудностей БТС-002 не был вывезен из Австралии до мая 2002 года.
5 июня 2002 года НПО «Молния» продало БТС-002 сингапурской компании Space Shuttle World Tour, намеревавшейся экспонировать его на международных выставках в Малайзии, Сингапуре, Китае, Японии, Филиппинах. В том же году БТС-002 транспортировали из Сиднея в королевство Бахрейн. Там он служил экспонатом на лётном фестивале. Далее БТС-002 был заблокирован в Бахрейне. Серия арбитражных процессов продолжалась до февраля 2008 года.
В феврале 2008 года после долгих судебных разбирательств полноправным собственником БТС-002 стал самый крупный частный Технический музей в немецком городе Зинсхайм.
Прототип многоразового транспортного космического корабля «Спейс Шаттл»
Выполнено 3 рулёжки и 13 полётов.
Общий налёт около 8 часов.

Макет предназначался для испытаний для испытаний в атмосфере. Был передан NASA в 1977 году.
Первые полёты проводились без экипажа, затем в кабине шаттла находились пилоты, следившие за приборами. В пяти последних полётах «Энтерпрайз» отцеплялся от носителя и совершал планирующий полёт под управлением экипажа, который вручную сажал его на высохшее соляное озеро.
Проводились также вибрационные испытания в стартовой конфигурации с внешним топливным баком и твердотопливными ускорителями.
Позже на Enterprise отрабатывались все усовершенствования, внедрявшиеся на лётных экземплярах шаттлов.
Затем Enterprise был переоборудован в выставочный экспонат и демонстрировался во Франции, Италии, Великобритании, Канаде и некоторых штатах США. В ноябре 1985 года Enterprise был передан в Смитсоновский институт.
Судьба В настоящее время БТС-002 (иделие 0.02) является центром космической экспозиции в специально построенном для него самом крупном павильоне технического Музея города Шпейер (филиал музея в Зинсхайме).

Судьба В июне 2012 года Enterprise установлен на плавучий музей авиации, оборудованный на авианосце «Intrepid» в Нью-Йорке.

Изделие 0.03
ОК-КС
серийный номер 3М
Изделие Shuttle Avionics Integration Laboratory
OV-095
Орбитальный корабль-Комплексный Стенд
Изделие 0.03 создано в 1983 году и доставлен в НПО «Энергия» для отработки программного обеспечения, электро-радиотехнических испытаний систем и оборудования, для отработки воздушной транспортировки.
Полноразмерный комплексный испытательный стенд орбитального корабля «Буран», который был укомплектован штатными по составу бортовыми системами, штатным комплектом наземного испытательного оборудования корабля «Буран».
Электрические испытания на КС-ОК начались весной 1984 года. Комплексная экспериментальная работа продолжалась круглосуточно 1600 суток и завершилась тогда, когда ОК «Буран» готовился к старту в ноябре 1988 года.
Изделие 0.03 находилось на контрольно-испытательной станции РКК «Энергия», в городе Королёв. 15 октября 2012 года c целью высвобождения производственных площадей в контрольно-испытательном центре изделие вывезено на открытую территорию, прилегающую к корпусу центра.
Комплексная интеграционная лаборатория космического корабля «Спейс Шаттл»
Комплексный интеграционный стенд (Shuttle Avionics Integration Laboratory (SAIL) служил для отработки бортовой аппаратуры и программного обеспечения выполнени в виде кабины управления космическим кораблём типа Spase Shattle . Размещался в космическом центре им. Линдона Джонсона в Хьюстоне.
Судьба В настоящее время ОК-КС (изделие 0.03) установлено на специально подготовленной площадке территории РКК «Энергия» в городе Королёв.

Судьба Кабина OV-95 реконструирована и выставлена для обозрения в Компическом Центре Хьюстона.

Изделие 0.04
ОК-МЛ1
(серийный номер 4М, 11Ф35 МЛ1)
Изделие Structural Test Article
STA-096
Технологический макет орбитального корабля
Полномасштабный макет орбитального корабля «Буран» (изделие 0.04) доставлено в декабре 1983 года на космодром Байконур для габаритных и весовых примерочных испытаний.
Макет использовался для примерки технологического оборудования в составе ракета-носителя на технической позиции; комплексной отработки технологии подготовки к лётным испытаниям; комплексной отработки технологии предстартовой подготовки на стартовом комплексе.
После прекращения работ макет находился на космодроме Байконур, на открытой площадке для огневых испытаний рядом с монтажно-испытательным корпусом (площадка № 254).
Технологический макет Макет предназначался для отработки систем жизнеобеспечения и оценки экологичности
Судьба В настоящее время ОК-МЛ1 (изделие 0.04) установлено на открытую площадку № 2 рядом с Музеем космодрома Байконур. Изделие 0.04 отреставрировано и ему придан вид летавшего в космос «Бурана».

Судьба

Изделие 0.05
ОК-ТВА
серийный номер 5М
Изделие Structural Test Article
STA-097
Орбитальный корабль-Тепло-Вибро-Акустические испытания Полномасштабный макет отдельных отсеков космического корабля «Буран». Отдельные компоненты корабля (носовая часть фюзеляжа с модулем кабины, хвостовая часть фюзеляжа, левое крыло с фрагментом средней части фюзеляжа и др.) предназначались для тепло-вибро-акустических испытаний.
Изделие 0.05 предназначалось для проведения испытаний в ЦАГИ. Теплопрочностные испытания проводились в специальной комнате, в которой возможно было варьировать температуру от -150°C до +1 500°C для моделирования температур, диапазон которых должен был пройти космический корабль во время его пути от Земли до космического вакуума. После прохождения вибропрочностныж испытаний и акустических прочностных испытаний вносились изменения в конструкцию, ноправленные на улучшение тепловой защиты, уплотнения и звукоизоляции.
Макет центрального отсека по состоянию на ноябрь 2004 года стоял в ЦАГИ, где проводились его испытания.

Макет для проведения вибро-акустических испытаний. Макет предназначался для проведения вибрационных и акустических испытаний центроплана и основных отсеков космического корабля.
Судьба По состоянию на 2011 год все отсеки макетов уничтожены, за исключением левого крыла со стойкой шасси и со штатной теплозащитой, которые были включены в состав макета "Бурана" для ЦПКиО им.Горького, а затем перевезённого на ВДНХ.

Изделие 0.06
ОК-ТВИ
серийный номер 6М
Изделие OV-100
Explorer (Independence)
Орбитальный корабль-Тепло-Ваккумные испытания
Технологический полнофункциональный макет космического корабля представляющий собой полностью оборудованную среднюю и хвостовую части фюзеляжа в штатной комплектации, без носовой части, киля и консолей крыла. Предназначался для испытания элементов конструкции, оборудования и системы терморегулирования в вакуумной камере КВИ-1.
Полномасштабный макет (копия) космического корабля

Создан в 1993 году для демонстрации в комплексе Космического центра Кеннеди под наименованием «Explorer».

Судьба В настоящее время макет находится на территории испытательного центра Российского авиакосмического агентства ФКП НИЦ РКП (прежнее наименование НИИхиммаш) в Пересвете, Московская область.

Судьба С 2012 года находится в КЦ Хьюстона для демонстрации под наименованием «Independence».

Изделие 0.15
ОК-МТ
серийный номер 11Ф35МТ 4МТ
Орбитальный корабль-Макет Технологический
После изготовления в Москве изделие 0.15 использовалось для технологических разработок транспортной и ремонтной документации, отработки погрузка газовых баллонов, проверок герметической системы безопасности, входа и выхода экипажа.
После этих работ изделие 0.15 был переименован в ОК-МЛ-2 и был доставлен на Байконур в 1984 году, где в качестве технологического макета космического корабля предназначался для отработки предстартовых операций. В частности, проведения конструкторского макетирования бортовых и наземных систем, примерки и отработки механо-технологического оборудования с ракетой-носителем «Энергия», отработки плана подготовки к пуску и послеполётного обслуживания.
Испытания проводились вплоть до 1990 года.
Судьба В настоящее время находится на Байконуре, на площадке 112а, в сооружении монтажно-заправочного комплекса (МЗК), рядом с изделием 1.02. Является собственностью Казахстана.

Изделие 0.08
серийный номер 8М
Испытательный модуль кабины орбитального корабля Изделие 0.08 предназначалось для отработки надёжности специализированных катапультных кресел К-36РБ, а также медицинских исследований. Полностью изготовлен макет кабины с аппаратной начинкой.
После окончания работ и официального закрытия программы Многоразовой транспортно-космической системы в 1993 году находился на территории 29-й клинической больницы в Москве, затем был перевезён в подмосковный Центр подготовки космонавтов.
Судьба В настоящее время находится на территории 83-й клинической больницы ФМБА (с 2011 года — Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА).

Часть 3. Ракета-носитель (РН)

Таблица 5 - РН из состава космической программы «Энергия - Буран»

Таблица 6 - РН из состава космической системы Space Shuttle

Изделие «Энергия»
серийный номер 11К25
Изделие Космическая транспортная система (Space Transportation System - STS)
Space Shuttle
Первый запуск
15 мая 1987 года с космодрома Байконур
Последний запуск
15 ноября 1988 года с космодрома Байконур
Всего запусков 2 (оба успешные)

РН «Энергия» выполнена по двухступенчатой пакетной схеме с боковым расположением четырёх блоков первой ступени вокруг центрального блока второй ступени. Впервые в СССР использовалось криогенное горючее (водород на второй ступени). Полезная нагрузка устанавливается на боковой поверхности второй ступени.

В качестве ускорителей первой ступени применяется изделие 11К77 (ракета-носитель "Зенит"), разработаной Конструкторским бюро "Южное" имени академика М.К.Янгеля с жидкостным ракетным двигателем 11Д520 (РД-170). В перспективе предусматривалось их возвращение и многоразовое использование.
В качестве второй ступени применялся центральный блок (блок Ц) оснащённый четырьмя однокамерными РД-0120.
Примечание - Благодаря своей компоновке РН "Энергия" является универсальной и способна выводить на околоземные орбиты полезную нагрузку массой более 100 т как в виде многоразового орбитального корабля, так и в виде самостоятельных крупногабаритных космических аппаратов. В этом заключается принципиальное отличие РН "Энергия" от "Space Shuttle", силовой основой которой является не центральный ракетный блок, а бездвигательный подвесной топливный отсек; поэтому "Space Shuttle" не может летать без орбитального корабля, на котором установлены маршевые кислородно-водородные двигатели.

Количество ступеней - 2
Количество ускорителей - 4
Длина - 59 м
Диаметр - 16 м
Стартовая масса - 2400 т
Масса полезной нагрузки - 100 т

Ускорители (первая ступень)
Тяга 7,55-7,89 МН
Маршевый двигатель РД-170
Время работы 140 сек
Топливо (горючее - керосин, окислитель - кислород)

Центральный блок (вторая ступень) Тяга 5,8-7,5 МН Маршевый двигатель 4*РД-0120 Время работы 480 сек Топливо (горючее - водород, окислитель - кислород)

Первый старт 15 мая 1987 года с экспериментальной нагрузкой: спутник «Полюс» массой 77 т (массогабаритный макет «Скиф-ДМ», прототип орбитальной лазерной платформы), не выведен на орбиту из-за сбоя системы ориентации космического аппарата.

Второй старт 15 ноября 1988 года по программе «Энергия-Буран» на орбиту был успешно выведен космический корабль массой 100 т.
Первый запуск
12 апреля 1981 года с космодрома КЦ им.Кеннеди
Последний запуск
8 июля 2011 года с космодрома КЦ им.Кеннеди
Всего запусков 135
134 успешных запуска
1 катастрофа при запуске

Многоразовая транспортная космическая система «Space Shuttle» состоит из первой ступени - двух твердотопливных ускорителей (приводняемых многократно используемых); и второй ступени, состоящей из орбитального корабля с тремя маршевыми кислородно-водородными двигателями и подвесным топливным отсеком (одноразовым внешним топливным баком).
Предусматривалось стократное использование орбитального корабля, а кислородно-водородные двигатели рассчитываются на 55 полетов.

Количество ступеней - 2
Количество ускорителей - 2
Длина - 56,14 м
Диаметр - 8,69 м
Стартовая масса - 2030 т
Масса полезной нагрузки - 29,5 т

Первая ступень - ускорители
Тяга 12-13,8 МН
Маршевый двигатель SRS (Solid Rocket Booster)
Время работы 123 сек
Топливо: смесь перхлората аммония (окислитель), алюминия (топливо), оксида железа (катализатор), полимера (PBAN или полибутадиен, служащего связующим, стабилизатором и дополнительным топливом) и эпоксидного отвердителя)

Вторая ступень
Внешний топливный бак
Время работы 480 сек
Топливо (горючее - водород, окислитель - кислород)
Орбитальный ракетоплан
Общая тяга 5,3 МН
Маршевый двигатель RS-25 (SSME)
Время работы 1250 сек
Топливо (горючее - метилгидразин, окислитель - тетраоксид диазота)

Первый старт 12 апреля 1981 с кораблём Columbia массой 100 т, на котором два астронавта совершили первый орбитальный полёт с продолжительностью 54,5 ч.
Space Shuttle использовались для вывода полезной нагрузки на орбиты высотой 200—500 км, проведения научных исследований, обслуживания орбитальных космических аппаратов (монтажные и ремонтные работы). Space Shuttle «Discovery» в апреле 1990 года был доставлен на орбиту телескоп «Hubble» (полёт STS-31). На шаттлах Space Shuttle были осуществлены четыре экспедиции по обслуживанию телескопа. Space Shuttle играли важную роль при доставке модулей и грузов при создани Международной космической станции.
Space Shuttle вывели в космос 1600 тонн полезных грузов. Совершили полёты 355 астронавтов и космонавтов (общее число поднятых на орбиту людей - 852 членов экипажей - так как многие астронавты совершили по несколько полётов).

Судьба К моменту закрытия программы Многоразовой транспортно-космической системы в 1993 году в различной стадии готовности находились не менее пяти РН «Энергия».
Две из них в незаправленном состоянии до 2002 года хранились на космодроме Байконур и являлись собственностью Казахстана; были уничтожены 12 мая 2002 г. при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на площадке 112.
Три РН находились на различных стадиях строительства на стапелях НПО «Энергия» (ныне РКК «Энергия»), но после закрытия работ задел был уничтожен, уже изготовленные корпуса ракет либо разрезаны, либо выброшены на задний двор предприятия, где продолжают пребывать до сих пор.

Несмотря на прекращение эксплуатации, технологии, разработанные для «Энергии», продолжают использоваться: двигатель боковых блоков «Энергии» РД-170 (самый мощный жидкостный двигатель в истории космонавтики), используется под обозначением РД-171 на первой ступени ракеты-носителя «Зенит» (проект «Морской старт»), а двухкамерный двигатель РД-180 (спроектированный на основе РД-171) — в американской ракете Атлас-5. Самый маленький вариант — однокамерный РД-191 — используется в новой перспективной российской ракете «Ангара».

РН «Энергия-М» (изделие 217ГК «Нейтрон») была наименьшей ракетой в семействе, с уменьшенной до 30-35 тонн грузоподъёмностью.
Число боковых блоков было уменьшено с 4 до 2, вместо 4 двигателей РД-0120 на центральном блоке был установлен только один. В 1989—1991 гг. РН проходила комплексные испытания, планировался запуск в 1994 году. Однако в 1993 году «Энергия-М» проиграла тендер на создание новой тяжёлой РН; по итогам конкурса было отдано предпочтение РН «Ангара» от ГКНПЦ им. Хруничева.
Полноразмерный, со всеми составляющими компонентами макет ракеты хранится на Байконуре. Это изделие сфотографировал в 2015 году Ralph Mirebs.



20 августа 2012 года РКК «Энергия» заявила о желании участвовать в тендере на разработку РН тяжёлого класса. Однако РКК «Энергия» заявку на участие в тендере не подала, его выиграл ГКНПЦ им. Хруничева.

На базе ускорителей первой ступени создано семейство ракет среднего класса «Зенит» (главный разработчик — украинское КБ «Южное» им. академика Янгеля).
В России на основе глубокой модернизации РН «Зенит-2» по программе «Феникс» РКК «Энергия» разрабатывает с 2016 года ноую ракета-носитель «Союз-5».
Судьба Программа STS была завершена в 2011 году. Около 42 многоразовые двигатели RS-25 (SSME разработки компании Pratt&Whitney, изготовленных для трёх ракетопланов, оставлены на хранении для в будущих ракет-носителей.


Американская сверхтяжёлая ракета-носитель Space Launch System (SLS) грузоподъёмностью 70 тонн создаётся для пилотируемых экспедиций за пределы околоземной орбиты и выведения прочих грузов. Эта РН разрабатывается NASA вместо отменённых ранее программ «Арес» и «Созвездие». Предполагается что первая ступень ракеты будет оснащаться твердотопливными ускорителями типа SRS и водородно-кислородными двигателями RS-25D/E от программы Space Shuttle, а вторая ступень — двигателями J-2X разработанными для проекта «Созвездие».
В качестве многоцелевого частично многоразового транспортного космического корабля, запускаемого с помощью ракет SLS, предполагается пилотируемый корабль «Орион», ранее также разрабатываемый в раках программы «Созвездие».

Для программы Space Shuttle к 2003 году были разработаны пятисегментные твердотопливные ускорители (для замены используемых четырёхсегментных), но после катастрофы космического корабля Columbia, данная разработка для Space Shuttle была приостановлена. Пятисегментные твердотопливные ускорители планировалось использовать вначале для программы «Арес», а после её закрытия для Space Launch System.

Часть 4. Самолёт для транспортировки

Таблица 7 - Грузовые самолёты космической программы «Энергия - Буран»

Таблица 8 - Грузовой самолёт космической системы Space Shuttle

Изделие «Атлант»
ВМ-Т
заводской шифр 3-35
Изделие Shuttle Carrier Aircraft
Boeing-747SCA
Первый полёт
29 апреля 1981 года
Конец эксплуатации
1991 год
Всего построено: 3
фото c сайта www.buran.ru

Тяжёлый транспортный самолёт ВМ-Т «Атлант» ОКБ Мясищева был разработан на базе стратегического бомбардировщика 3М. Применялся для транспортировки космического корабля «Буран» (планер без киля) и его макетов на космодром Байконур (аэродром Юбилейный) из Жуковского, а блоки ракеты-носителя (водородный бак, кислородный бак РН «Энергия», а также головной и хвостовой обтекатели баков) с куйбышевского аэродрома Безымянка.
На двух самолётах ВМ-Т «Атлант» в 1980-х годах совершено более 150 полётов по доставке на Байконур всех крупногабаритных элементов космических комплексов «Энергия» и «Буран».

Размах крыла — 53,14 м
Длина самолёта — 58,70 м
Высота самолёта — 14,0 м
Площадь крыла — 320,0 м кв.
Масса, кг
пустого самолёта — 74 500
максимальная взлётная — 210 000

Тип двигателя — 4 ТРД (ВД-7)
Тяга — 4 х 105 кН
Крейсерсая скорость скорость — 500 км/ч
Практическая дальность — 1500 км
Практический потолок — 8000-12000 м
Экипаж — 8 человек

Выведен из эксплуатации в 1991 году в связи с вводом в строй нового более грузоподъёмного транспортного самолёта Ан-225, разработанного в рамках программы «Энергия - Буран», и постепенного свёртывания программы Многоразовой транспортно-космической системы. Стоит отметить, что грузоподъёмность ВМ-Т была ограничена 40 тоннами и не позволяла транспортировать готовый собранный «Буран» целиком.
Начало эксплуатации
1977 год
Конец эксплуатации
24 сентября 2012
Всего построено: 2

SCA самолёт для транспортировки космических челноков, созданный путём глубокой модификации самолётов Boeing 747-100. SCA использовались для перевозки шаттлов от места посадки (как правило от базы ВВС Эдвардс в Калифорнии) к стартовому комплексу (КЦ им.Кеннеди во Флориде).
Первый самолет Boeing 747-100 с регистрационным номером N905NA (изначально принадлежавший авиакомпанииAmerican Airlines) был в 1974 году приобретен компанией Boeing и переоборудован для тестирований на образование вихрей в исследовательском центре NASA Dryden и для групповых полётов в строю с Lockheed F-104, включавших в себя симуляцию запуска Space Shuttle. Во время испытательных полётов в 1977 году Space Shuttle Enterprise несколько раз отсоединялся от SCA и возвращался на землю под собственным управлением.
В 1983 году самолёт был перекрашен в цвета NASA. В том же году самолёт совершил тур по Европе и был продемонстрирован на парижском авиасалоне в Ле-Бурже.
Второй самолет Boeing 747-100SR с регистрационным номером N911NA (изначально принадлежавший авиакомпании Japan Airlines) в 1988 году был конвертирован во второй SCA и использовался для транспортировки космического корабля Endeavour.

Размах крыла — 59,7 м
Длина самолёта — 70,5 м
Высота самолёта — 19,3 м
Площадь крыла — 510,0 м кв.
Масса, кг
пустого самолёта — 144 200
максимальная взлётная — 322 000

Тип двигателя — 4 ТВРД (PW JT9D-7J)
Тяга — 4 х 222 кН
Крейсерсая скорость — 735 км/ч
Практическая дальность — 1850 км
Практический потолок — 4500 м
Экипаж — 4 человека

По окончании программы Space Shuttle самолёты SCA доставили космические корабли из космического центра Кеннеди до городов с предназначенными для их музеями.
Судьба В настоящее время один из экземпляров ВМ-Т «Атлант» находится на аэродроме 360-го Авиационного ремонтного завода в посёлке Дягилево в Рязани. Самолёт законсервирован на неопределённый срок. Один передали для испытаний в ЦАГИ.
Ещё один самолёт находится в городе Жуковском на территории ЭМЗ имени В. М. Мясищева. ВМ-Т «Атлант» был представлен на статической экспозиции МАКС-2005, 2013, 2015, 2017.

Судьба Boeing 747SCA (с регистрационным номером N911NA) был списан 8 февраля 2012 года после выполнения своей последней миссии Space Shuttle и используется в качестве источника запасных деталей для другого принадлежащего NASA Boeing 747, летающего по программе SOFIA.
Boeing 747SCA (с регистрационным номером N905NA) был списан 24 сентября 2012 года. Его также планировали использовать в качестве источника запчастей, но после осмотра самолёта выявилась большая изношенность деталей, в связи с чем этот SCA был превращён в музей. В настоящее время экспонируется вместе с макетом космического корабля Independence в КЦ Хьюстона.

Изделие «Мрия»
Ан-225
Первый полёт
21 декабря 1988 года
Эксплуатируется по настоящее время
Всего построено: 1

Тяжёлый транспортный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности разработки ОКБ им.Антонова. Был разработан с учётом в качестве основы опыта и технологий грузового самолёта Ан-124 для перевозки различных компонентов РН «Энергия» и космического корабля «Буран» от места производства и сборки к месту запуска. Также существовала важная задача доставки космического челнока на космодром в случае приземления его на запасных аэродромах. Кроме того, предполагалось использование Ан-225 в качестве первой ступени системы воздушного старта космического корабля, что требовало от самолёта грузоподъёмности не менее 250 тонн.

Впервые поднялся в небо 21 декабря 1988 года, уже после первого старта «Бурана». В программе «Энергия-Буран» Ан-225 поучаствовал, только перевезя «Буран» на Парижский авиасалон в мае 1989 года и совершив несколько показательных полётов на Байконуре в апреле 1991 года.

Размах крыла — 88,4 м
Длина самолёта — 84 м
Высота самолёта — 18,2 м
Площадь крыла — 905 м кв.
Масса, кг
пустого самолёта — 250 000
максимальная взлётная — 640 000

Тип двигателя — 6 ТРДД (Д-18Т)
Тяга — 6 х 229,5 кН
Крейсерсая скорость скорость — 800 км/ч
Практическая дальность — 4000 км
Практический потолок — 11000-12000 м
Экипаж — 6 человек

Первый и единственный летающий экземпляр Ан-225 выведен из эксплуатации в 1994 году в связи с закрытием программы Многоразовой транспортно-космической системы. С него были сняты двигатели и другое оборудование для использования в Ан-124.
Второй экземпляр самолёта Ан-225 был готов примерно на 70 % (остались центроплан, фюзеляж и крыло). Его планировалось достроить на заводе «Антонов» при наличии финансирования.
Судьба Изначально было заложено две машины. В настоящее время один экземпляр с 23 мая 2001 года вновь введён в строй и эксплуатируется украинской компанией Antonov Airlines в качестве коммерческого перевозчика грузов. демонстрировался на авиасалонах МАКС-1993 и МАКС-2001.
30 августа 2016 года китайская компания Aerospace Industry Corporation of China и украинское госпредприятие «Антонов» подписали соглашение о намерениях, которое предусматривает достройку и модернизацию второго экземпляра Ан-225 с последующей передачей его Китаю.



Данные, материалы и фотографии:
wikipedia.org
www.buran.ru
www.buran.fr
www.buran-energia.com
ralphmirebs.livejournal.com