&

КС на Международном Авиационно-Космическом Салоне

21-26 августа, 2007, ЛИИ им. Громова, Жуковский
В подмосковном Жуковском прошел восьмой Международный авиационно-космический салон. Отгремело небо Жуковского очередным МАКСом. Чем он запомнился и впечатлил своих посетителей? Отличий от предыдущих на самом деле было немного. Праздник авиации раз два года по-прежнему приковывает к себе первостепенное внимание авиационной промышленности и любитей авиации нашей страны. Это главное событие для возрождающейся оборонной отрасли и поэтому на него обращено особое внимание первых лиц государства и многочисленной прессы. Всю неделю телевидение, радио и газеты трубят о новых достижениях и рекордах авиасалона, транслируют речи президентов компаний и большие фрагменты пилотажной программы. здесь ссылка для полной фотоверсии авиасалона

Тем не менее на фоне большого ажиотажа вокруг выставки - остро бросаются в глаза все прежние недостатки - старые болячки МАКСа, пожоже, перешедшие в разряд хронических. Даже СМИ чуть ли не в один голос вслед за восторженными возласами начинали вести репортаж о огромных пробках, очередях и завышенных ценах. Несмотря на то, что телеканалы во всю рапортовали об "очередных рекордах", особых прорывов или существенных достижений не было.

Полетная программа как всегда была впечатляющая. В этом компоненте МАКС может дать фору многим другим авиасалонам. Но ее широко разрекламированная уникальность во много повторяет прошлые годы. Все те же "Стрижи", "Витязи", "Патруль де Франс" демонстрировали свое высшее мастерство, а вот предполагаемая изюминка в виде этапа гран-при по высшему пилотажу среди спортивных самолетов предстала несколько неакцентированной для максимального впечатления.

Наконец-то в ряду отечественных экспонатов появились новинки. МиГ-35, Су-35, МиГ-29-ОВТ до этого не выставлялись перед московскими зрителями, и эти самолеты можно полноправно считать успехами российского авиапрома. К этому разряду стоит отнести показательные полеты истребителя-бомбардировщика Су-34 - первого самолета за последние десятилетия, запущенного в большую серию для российских ВВС. Удивили пребразования нами любимого Су-25 с бортовым номером 21. Если ранее он разрабатывался как глубокая модернизация одноместного Су-25ТМ (Су-39), то на этом авиасалоне перед зрителями и специалистами борт 21 предстал как Су-25УБМ. Тоже глубокая модернизация, но уже двухместный самолет! Видимо первая модификацию довести до серии так не удалось и конструкторские решения, часть разработанного электронного оборудования последовали "в корзину". Глубину же новой модернизации пока нам осознать не удалось, зато впечатлил рекламный баннер 1С, приклееный к фюзеляжу :-) (Не пропустило авиасалон и курское ОКБ "Авиаавтоматика". Всегда приятно встретить старых коллег и знакомых на стендах корпорации "Технокоплекс".)

Очередные модификации Су и МиГ, их экспортные варианты, учебно-боевой Як-130 - все это уже не раз демонстрировалось здесь ранее. Однако эти самолеты удачно оттеняли экспозицию "устаревших" американских боевых самолетов. Да и вообще количество зарубежных самолетов на МАКСе сократилось вдвое. Не увеличились и стендовые площади Эйрбаса и Боинга. Схватка двух гигантов строительства гражданских самолетов на подмосковном авиасалоне как всегда велась тихо и фактически заочно - макетами и презентациями. Что подтверждает незначительность российского рынка для крупнейших мировых авиастроителей.

Авиакомпания «Атлант-Союз» разместила заказ на 4 самолета «Боинг 737-700» Next Generation. Помимо этого, авиакомпания «Атлант-Союз» в рамках проекта по развитию региональной сети маршрутов заключила контракт на приобретение 12 тридцатиместных самолетов бразильского производства «Embraer-120».

Отечественная гражданская авиация была представлена очередной модификацией Ил-96 и Ан-148.

Лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" подписала контракт на поставку шести самолетов Ту-204-100, контракт по финансовому лизингу на поставку шести Ан-148 с опционом еще на 6 самолетов, протокол о взаимопонимании по приобретению самолета Ил-96-300. Общая стоимость сделки оценивается в сумму около полумиллиарда долларов. ИФК подписала также ряд соглашений с иностранными компаниями: с иранской авиакомпанией Iran Air Tour контракт на поставку пяти Ту-204-100 общей стоимостью более $200 млн., с кубинской Aviaimport S.A. – меморандум о поставке двух Ту-204 и трех Ан-148 для авиакомпании Cubana De Aviacion на $150 млн.

Широко рекламируемый СухойСуперДжет также показывался лишь в стендово-макетном виде, что в этом случае говорит о дальности того момента, когда самолет поднимется на крыло. Может быть к следущему МАКСу. Ведь в этом плане Сухому привести свой образец гораздо проще западных фирм.

ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" и авиакомпания "Уральские авиалинии" подписали соглашение о намерениях по покупке пяти самолетов семейства Sukhoi SuperJet-100.

Положительной стороной данной выставки стоит отметить существенно расширившуюся экспозицию малой авиации. И хотя многие экземляры были презентованы похожими на "полукустарные самоделки", стоит признать общий существенный рост данного сектора авиационной промышленности и его безусловную перспективу в будущем. Данная часть экспозиции пользовалась большим интересом у публики. Также чрезвычайно популярным был сверхзвуковой лайнер Ту-144. Советский "Конкорд", завершивший свои полеты лет тридцать назад. Редкий уцелевший экземляр группа компаний-энтузиастов из Жуковского пытаются спасти от разрезки на металл.

Много слов говорилось о противопоставлении подмоскковного авиасалона крупнейшим выставкам в Ле-Бурже, Фарнборо, Дубайи и проч. Опять-таки СМИ не раз ставили МАКС в ряд с этими авиационными форумами. Предлагались различные примеры, параметры и оценки специалистов. Объективно же говоря, главным критерием успешности авиасалона является не число показанных самолетов или демонстрационных полетов, а сумма заключенных на нем контрактов. Все-таки авиасалон устраивается предже всего с целью развития бизнеса, а не как авиашоу.

Суммарный объем сделок, заключенных в ходе МАКС-2007 еще уточняется, а по предварительным данным он превысил $3 млрд. В то время как на Фарнборо и Ле-Бурже суммы сделок превышают $30-40 млрд. Другая весовая категория, будем цестны и откровенны.

Шумиха и рекорды в прессе - это одно, а цифры статистики говорят, что прошедший авиасалон удался, но не стал чем-то из ряда вон выходящим. Он стоит наравне с предыдущими МАКСами. Показатели где-то чуть лучше, где-то чуть хуже. Очередная выставка с большим авиашоу, ставшая для специалистов и постоянных участников во многом привычной и рутинной. Чтобы переменить ситуацию, избежать застоя и рвануться в "клуб" к Ле-Бурже нужны кардинальные меры. Многое в организации и условиях проведения стоит поменять. Но это, если есть желание и без крупных денежных вливаний не обойтись. То есть не обойтись без прорыва российских авиапроизводителей, роста благосостояния компаний-авиаперевозчиков и привлекательности российского авиарынка.

Может быть первый шаг к этому уже сделан. Сразу после закрытия сменили компанию-организатора Международного авиационно-космического салона. Вместо ОАО "Авиасалон" теперь всем будет заниматься "Рособоронэкспорт", являвшийся до этого главным спонсором. (Может быть спонсору надоело терять большие деньги на множестве мелочей, может быть надоели затарелые, повотряющиеся из года в год болячки). Так что теперь нам остается с оптимизмом и нетерпением ждать следущего авиасалона, чтобы оценить достигнутый новым руководством прогресс. А МАКС-2007 стал уже историей. Оставшись в наших сердцах вместе с множеством фотографий и воспоминаниях о встечах со старыми друзьями.

В таблице представлена сравнительная статистика по четырем последним авиасалонам.

Критерий оценки

2001

2003

2005

2007

Площадь павильонов (кв.м)

нет инф.

нет инф.

30000

33500

Количество шале

нет инф.

нет инф.

71

74

Летательные аппараты (всего)

167

200

221

260

В том числе зарубежные

нет инф.

59

62

30

Количество ЛА, участвующих в лётной программе

62

нет инф.

84

35

Общее количество демонстационных полётов

311

нет инф.

243

200

Количество стран-участниц

34

38

40

39

Всего фирм-участниц

537

498

520

540

Зарубежных стран-участниц

112

165

134

247

Аккредитовано журналистов

нет инф.

нет инф.

2503

~ 4000

Телевизионные каналы

нет инф.

нет инф.

122

~ 140

Зрителей и посетителей

660000

700000

510000

~ 600000

Заключенных контрактов

нет инф.

1 млрд.$

~5млрд. $

~3 млрд. $



... вернуться на МАКС главную. ... вернуться к другим событиям.