МАКС-2009 завершился и стал историей..
Финансовый кризис конечно не мог не сказаться и на таком масштабном мероприятии, как авиасалон. И если в направлении решиения организационно-технических проблем, которыми ранее всегда "отличался" МАКС, в этот раз всеми был замечен очевидный сдвиг к улучшению. (Сказалась смена организующей компании, ими стали Минпромторг, Ростехнологии и правительство Москвы).
Но в конструктивном наполнении выставка опять обошлась без большого числа сенсаций и новинок.
Трагические события, связанные со столновением во время репетиции пилотажной группы "Русские Витязи" и гибелью её командира полковника Игоря Ткаченко, не прервали работу ависалона.
Однако тень этой катастрофы легла на весь МАКС-2009, в очередной раз заставив вспомнить, какой ценой даются лёгкость и визтуозность в небе, победы и успехи авиации - очень часто ценой жизни лучших.
Может быть еще и из-за этого МАКС обошёлся без помпезных слов и отчётов в прессе и на телевидении. Почти все выходные над Жуковским стояли тучи, навевая холод и сокращая время и эффект демонстрационных полётов.
И по количеству организаций и стран участниц авиасалон сделал шаг назад. В статической экспозиции практически отсутствовала зарубежная техника, а стенды таких лидеров мирового авиапрома как Бионг и Аийбас выглядели очень даже скромно. В сравнении с ними российские стендовые комплексы гражданских самолётов ОАК, боевых самолетов "Сухого", корпорации "Ростехнологии" были значительно интересней и качественней. Здесь буквально бурлили потоки посептителей, в то время как в "западной" области скучающе бродили единичные зрители.
Главные новинки мирового авиапрома также отсутствовали. Видимо, кризис не позволил прилететь в Жуковский А-380. Боинг-787 же завяз в инженерно-технических проблемах, которые откладывают взлёт первого самолета этой серии уже на 2.5 года.
Главная же российская звезда Sukhoi Superjet 100 - стала гвоздём МАКС-2009. Еще задолго до подхода к "воротам" выставки, стоя в очереди и стар, и млад повторяли широко разрекламированное слово "Супеджет", показывая то в сторону Ту-144, то Ил-96, то принимая за него вообще один из "Антоновых". Жаль, что "полазить и пощупать" сам Sukhoi Superjet можно было только во время бизнес-недели. В выходные самолёт стоял вдалеке от зрителей и радовал их только своими полётами. Поэтому большиство рядовых посетителей авиасалона оказались этим немного разочарованы.
Стоит отметить следущие крупные контракты, пописанные в ходе проведения МАКС-2009, дополнительно сказав при этом, что их было заключено контрактов на 10 миллиардов долларов США, что стало рекордным показателем, практически втрое превысив показатели 2007 года и вдвое — 2005 года.
Министерство обороны заключило контракт на поставку на 64 истребителей Су. По условиям соглашения, в российских ВВС до 2015 года появятся 48 Су-35С, до 2011-го - двенадцать Су-27СМ, а до конца 2011-го - четыре Су-30М2.
Компания "Ильюшин Финанс" договорилась с "Атлант-Союзом" о поставке 30 региональных самолетов Ан-148 и 15 среднемагистральных Ту-204СМ. Контракт оценивается в 1,2 миллиарда долларов. Соглашение о намерениях стороны подписали еще в Ле Бурже.
Два Superjet приобрела региональной авиакомпании "Якутия", однако общие сроки поставок Sukhoi Superjet 100 были вновь перенесены: на этот раз на начало 2010 года.
Внешэкономбанк выделил 250 миллионов долларов для компании «ВЭБ-лизинг» для покупки самолётов Sukhoi Superjet 100 для дальнейшей передачи их «Аэрофлоту».
В таблице представлена сравнительная статистика по 5 последним авиасалонам, с некоторыми уточнениями.