1 февраля 2003 года произошла катастрофа космического челнока Columbia", в которой погиб весь его экипаж.

27 августа 2003 года опубликован итоговый отчёт комиссии, расследовавшей причины аварии

Семь месяцев продолжалась работа независимой комиссии (так называемая "комиссия Гемана"), расследовавшей обстоятельства катастрофы космического корабля Columbia, и вот она опубликовала свой 248-страничный итоговой отчет. Отчет состоит из 11 глав, сгруппированных в три раздела. Комиссия сделала вывод, что причиной гибели "шаттла" в равной мере стали физические (удар куска изоляции внешнего топливного бака по обшивке корабля через 81,7 секунды после старта) и организационные (недостатки в работе NASA по обеспечению безопасности полетов) причины.

Как выяснилось в ходе расследования, инженеры NASA вскоре после старта Columbia неоднократно ставили вопрос о возможных повреждениях крыла "шаттла". В частности, они трижды просили сделать спутниковые снимки обшивки челнока, когда он находился на орбите. Однако руководители космического агентства отказались рассматривать вопрос о безопасности продолжения полета Columbia, а после катастрофы заявили, что в любом случае ничего нельзя было сделать для предотвращения аварии.

В докладе говорится, что представители NASA упустили восемь возможностей каким-либо образом попытаться исправить ситуацию относительно отвалившегося куска, который был обозначен как наиболее вероятная причина гибели "шаттла".

По итогам расследования комиссия сделала 30 рекомендаций в адрес аэрокосмического управления. Одна из них предполагает создание независимой комиссии, которые будут контролировать всю деятельность структур NASA по обеспечению безопасности полетов. Из этого числа, 15 рекомендаций должны быть выполнены как необходимое условие для возобновления полетов кораблей многоразового использования.

Для того, чтобы следующий «шаттл» мог взлететь уже в начале следующего года, необходимо выполнить 15 пунктов из этого перечня (отмечены *). Ниже приведен вольный перевод этих рекомендаций.

1*. Провести доработки конструкции теплозащитного покрытия внешних топливных баков, чтобы в будущем исключить отрыв фрагментов.

2*. Увеличить прочность керамических пластин, с тем, чтобы повысить сопротивляемость корпуса космического корабля к поражению внешними предметами.

3*. Разработать методику внешнего осмотра корпуса космического корабля в орбитальном полете для скорейшего выявления возможных повреждений обшивки.

4*. При полетах к Международной космической станции необходимо предусмотреть возможность осмотра внешней поверхности кораблей многоразового использования с борта МКС и возможность проведения ремонтных работ в самом широком диапазоне вероятных повреждений корпуса, включая необходимость замены керамического теплозащитного покрытия. При автономных полетах необходимо выработать методику осмотра корпуса «шаттла» и проведение ремонтных работ иными средствами, не предусматривающими использование потенциала МКС.

5. Повысить возможность кораблей многоразового использования совершать спуск в земной атмосфере при наличии повреждение теплозащитного покрытия на передней кромке крыльев.

6. Провести дополнительные научно-исследовательские работы по изучению прочностных характеристик теплозащитного покрытия корпуса кораблей многоразового использования, а также изучить их предельные возможности по стойкости к внешнему воздействию.

7. Улучшить организацию работ по подготовке к запуску кораблей многоразового использования, чтобы свести к минимуму возможные повреждения теплозащитного покрытия корабля в ходе этих работ.

8. Создать в Космическом центре имени Кеннеди достаточный запас керамических плиток теплозащитного покрытия кораблей, чтобы сделать возможным оперативную их замену при малейшем сомнении в их прочности.

9. Разработать компьютерные модели для оценки степени опасности повреждения теплозащитного покрытия корабля при внешнем воздействии. Определить предельные значения такого воздействия, при которых корпус корабля получает фатальные повреждения, требующие оперативного вмешательства.

10*. Модернизировать систему фотодокументирования с момента старта кораблей многоразового использования до момента отделения твердотопливных ускорителей, включив в нее, как минимум, три фотокамеры, позволяющие проводить съемку при любом азимуте полета кораблей. При этом необходимо рассмотреть возможность использования самолетов и морских судов.

11*. Обеспечить возможность получения снимков с высоким разрешением внешней обшивки кораблей многоразового использования после отделения внешнего топливного бака.

12*. Обеспечить возможность получения снимков нижней части крыльев кораблей многоразового использования после выхода «шаттла» на орбиту.

13*. Изменить контракт с Национальным агентством США по картографии и снимкам из космоса, чтобы предусмотреть возможность обязательного фотографирования внешних поверхностей многоразовых космических кораблей всеми доступными средствами.

14. Необходимо модернизировать систему телеметрической информации на кораблях многоразового использования, чтобы увеличить объем информации о состоянии служебных систем кораблей.

15. Необходимо предусмотреть возможность перепрограммирования системы телеметрической информации на кораблях многоразового использования, чтобы сделать возможность получение информации в «заказном» порядке.

16. Как часть программы продления срока функционирования кораблей многоразового использования до 40 лет, необходимо предусмотреть возможность получения информации о состоянии труднодоступных или недоступных кабельных систем.

17*. Провести проверку состояния всех компьютерных систем на кораблях многоразового использования.

18*. Необходимо, чтобы заключительные операции на внешней поверхности кораблей и внешнего топливного бака производили, как минимум, двое техников. Тем самым будет усилен контроль за качеством работ и снизится вероятность совершения непреднамеренной ошибки со стороны наземного персонала.

19. При подготовке полетов кораблей многоразового использования необходимо предусмотреть такую ориентацию кораблей в ходе орбитального полета, чтобы снизить вероятность их поражения микрометеоритами. Ориентация должна быть такой же, как в настоящее время у МКС.

20*. Специалисты Космического центра имени Кеннеди и персонал компании United Space Alliance в ходе предстартовой и межполетной подготовки кораблей многоразового использования должны применять стандартные методики работы с отдельными системами корабля, в том числе с поврежденными во время полета.

21*. Четко соблюдать график полетов кораблей многоразового использования, так как любые переносы сроков или дополнительные работы влекут за собой увеличение вероятности ошибки наземного персонала и, тем самым, снижают уровень безопасности, принятой в США для пилотируемых полетов.

22*. Провести переподготовку персонала Центра управления полетом с целью повышения их квалификации.

23. Создать независимую наблюдательную комиссию, которая будет выполнять надзирающие функции за деятельностью наземного персонала, обеспечивающего полеты кораблей многоразового использования, и оперативно информировать руководство NASA о всех недостатках.

24. Финансирование деятельности независимой комиссии должно осуществляться непосредственно из штаб-квартиры NASA и никак не зависеть от величины средств, выделяемых на программу полетов кораблей многоразового использования.

25. Управление безопасности космических полетов в штаб-квартире NASA должно иметь возможность прямого вмешательства в программу полетов кораблей многоразового использования.

26. Реорганизовать деятельность управления многоразовых систем.

27*. Улучшить систему планирования и отчетности в NASA.

28. Для продления срока жизни кораблей многоразового использования после 2010 году необходимо провести переосвидетельствование всех бортовых систем «шаттлов», включая проверку и квалификацию материалов, из которых изготовлен корпус.

29*. Провести сверку всех конструктивных элементов кораблей многоразового использования на их соответствие технической документации.

30. Обеспечить необходимые ресурсы для долгосрочной программы модернизации кораблей многоразового использования.

С полным текстом отчета на английском языке можно ознакомиться на сайте "комиссии Гемана".




последний экипаж В последнее время мы все немного забыли об опасностях, которые таят за собой космические исследования.
Постоянные нештатные ситуации на станции "Мир", туристы, темпы создания международной станции "Альфы" притупили сознание риска космического полёта, который давно уже перестал быть подвигом, а всё чаще воспринимался как обыденное рядовое событие. Наше правительство перестало давать "звёзды героев", количество американских астронавтов перевалило за сотню. Ушла былая романтика, лишь специалисты и родственники помнят имена и фамилии людей, находящихся на орбите. Попытаемся возродить некоторые традиции и уделять больше внимания тем, кто прокладывает человечеству дорогу к освоению тайн Вселенной. Жаль, что только трагедии напоминают нам об этом. Вспомним тех, кто погиб 1 февраля 2003 года:

Рик Даглас Хасбэнд (Rick Douglas Husband) 
 Родился 12 июля 1957 года в городе Амарилло, шт. Техас. Командир экипажа. Совершал второй космический полёт. Уильям Камерон Маккул  (William Cameron McCool) 
Родился 23 сентября 1961 года в городе Сан-Диего, шт. Калифорния. 
Пилот корабля. Совершал первый космический полёт. Калпана Чавла  (Kaplana Chawla) 
Родилась 1 июля 1961 года в городе Карнале в штате Пенджаб в Индии. 
Бортинженер корабля. Совершала второй космический полёт. Майкл Филлип Андерсон  (Michael Phillip Anderson) 
Родился 25 декабря 1959 года в городе Плэттсбург, шт. Нью-Йорк. 
Специалист по работам в открытом космосе. Совершал второй космический полёт.

Дэвид Макдауэлл Браун  (David McDowell Brown) 
Родился 16 апреля 1956 года в городе Арлингтон, шт. Вирджиния.
Специалист по работам в открытом космосе. Совершал первый космический полёт. Лорел Блэйр Селтон Кларк (Laurel Blair Selton Clark) 
Родилась 10 марта 1961 года в городе Эймс, шт. Айова.
Специалист-медик. Совершала первый космический полёт. Илан Рамон (Ilan Ramon) 
Родился 20 июня 1954 года в Тель-Авиве, Израиль
Специалист по работе с полезной нагрузкой. Полковник ВВС Израиля. Совершал первый космический полёт.



Использованы фотографии и данные с www.spacenews.ru и www.cosmoworld.ru